В 10 м: 10 метров в секунду в километры в час – Россия (автодорога) — Википедия

М10 (автомагистраль) — это… Что такое М10 (автомагистраль)?

М10 (автомагистраль)

Федера́льная автомоби́льная доро́га М10 — магистральная автомобильная дорога федерального значения, состоит из автомагистралей «Россия» Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург и «Скандинавия» Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией. Проходит по территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, отдельных участков Москвы и Санкт-Петербурга.

Маршрут

Магистраль М10 в Новгородской области

Автодорога начинается в Москве, на ответвлении Ленинградского шоссе от Ленинградского проспекта и проходит через московские районы «Сокол», «Войковский», «Головинский», «Левобережный» и «Молжаниновский». Проходит через город Химки, западнее от аэропорта Шереметьево, восточнее города Зеленоград, далее через города Солнечногорск и Клин, вдоль побережья Иваньковского водохранилища, по объездным дорогам вдоль городов Тверь и Торжок, через город Вышний Волочёк, западнее города Валдай, по объездной дороге вдоль города Великий Новгород, через Чудово, Любань, в объезд Тосно.

Управление автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург» находится в городе Твери на улице Желябова, дом 21.

История

Первая дорога длиной 778 км на этом направлении строилась по указу императора Петра I с 1712 по 1746 годы. Фактически она была построена как сухопутный дублёр речной Вышневолоцкой водной системы. Строительством этой дороги управляла канцелярия, образованная с этой целью. После окончания строительства дороги, в 1755 году она была преобразована в Канцелярию строения государственных дорог, и позже именовалась Комиссией о дорогах в государстве[1].

Перспективы

С 2008 года на федеральной трассе Москва — Санкт-Петербург вводится дежурство вертолётов МЧС России. Для их работы будет создана вся необходимая инфраструктура: медицинская база и вертолётные площадки.

[2]

К 2012 году планируется построить скоростную автомагистраль Москва — Санкт-Петербург для замены автомагистрали М10.

Населённые пункты

Автомагистраль «Россия» М10 (Е105)

0 км — Москва
18 км — Химки
29 км — Кирилловка
31 км — Черная Грязь
34 км — Елино
36 км — Новые Ржавки
37 км — Зеленоград
42 км — Чашниково
44 км — Дурыкино
50 км — Ложки
51 км — Есипово
54 км — Пешки
59 км — Дубинино
60 км — Кресты
61 км — Солнечногорск
71 км — Смирновка 2-я
78 км — Давыдково
83 км — Клин
93 км — Ямуга
104 км — Спас-Заулок
107 км — Головково
108 км — Тверская область
109 км — Завидово
113 км — Шорново
117 км — Безбородово
127 км — Мелково
130 км — Новомелково
142 км — Воскресенское
143 км — Голениха
144 км — Смолино
150 км — Эммаус
172 км — Тверь
180 км — Заволжский
190 км — Поддубки
210 км — Марьино
212 км — Дубровка
233 км — Торжок
244 км — Большая Киселенка
254 км — Малая Киселенка
260 км — Будово
262 км — Василево
272 км — Выдропужск
280 км — Холохоленка
283 км — Вышний Волочёк
338 км — Куженкино (поворот на Бологое)
358 км — Выползово (Озёрный)
Новгородская область
363 км — Едрово
374 км — Валдай
381 км — Миронеги
394 км — Яжелбицы
428 км — Крестцы
512 км — Великий Новгород
514 км — Подберезье
535 км — Мясной Бор
547 км — Спасская Полисть
552 км — Трегубово
567 км — Сябреницы
588 км — Зуево
Ленинградская область
601 км — Любань
631 км — Тосно
680 км — Санкт-Петербург

Автомагистраль «Скандинавия» E-18

680 км — Санкт-Петербург
Приморское шоссе
 ??? км — Лисий Нос
Приморское шоссе
698 км — Сестрорецк
 ??? км — Толоконниково
807 км — Выборг
 ??? км — Сайменский канал
 ??? км — Кондратьево
 ??? км — Торфяновка
872 км — Граница с Финляндией

См. также

Примечания

Ссылки

Autoroute icone.svg Flag of Russia.svg

 

M10 (САУ) — Википедия

M10

М10(ИТ)
Классификация истребитель танков
Боевая масса, т 29,5
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 5
Производитель General Motors, Ford Motor Company
Годы разработки 1942
Годы производства 1942—1943
Годы эксплуатации 1943—1949
Количество выпущенных, шт. 6706
Основные операторы Флаг США Флаг Великобритании Флаг СССР
Длина корпуса, мм 5972
Длина с пушкой вперёд, мм 6828
Ширина, мм 3048
Высота, мм 2896
Клиренс, мм 432
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 47 / 55°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 51…76 / 0…56°
Борт корпуса (верх), мм/град. 19 / 38°
Борт корпуса (низ), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 19 / 38°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 0°
Днище, мм 13
Крыша корпуса, мм 10—19
Лоб башни, мм/град. 57
Борт башни, мм/град. 25 / 15°
Корма башни, мм/град. 25 / 0°
Крыша башни, мм открытая
Калибр и марка пушки 76,2-мм M7
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 50,0
Боекомплект пушки 54
Углы ВН, град. −10…+30°
Прицелы M70G
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB
Тип двигателя двухрядный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 375
Скорость по шоссе, км/ч 48
Запас хода по шоссе, км 320
Удельная мощность, л. с./т 11,5
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,94
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м 1,9
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

3-in. Gun Motor Carriage M10 — противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) США периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Эта боевая машина в армии США сокращённо называлась GMC M10 или TD (аббревиатура от Tank Destroyer — «истребитель танков»). У американских солдат M10 также имела неофициальное прозвище «Уо́лверин» (англ. Wolverine — «росомаха», которое они заимствовали от своих британских союзников — поставляемые по ленд-лизу в Великобританию M10 имели там официальное обозначение 3-in. SP, Wolverine).

До начала Второй мировой войны американское военное командование серьёзно недооценивало роль танков. В связи с успешным применением танков во время блицкрига в Польше и Франции, вопрос противотанковой борьбы встал для американцев чрезвычайно остро. После недолгих дебатов возобладала точка зрения генерала Макнейра, что борьбу с вражескими танками должны взять на себя специализированные противотанковые подразделения, соответствующим образом оснащённые. Подобная доктрина была удобна тем, что не требовала изменений в структуре, тактике и оснащении уже существующих сухопутных войск. Предполагалось, что противотанковые подразделения будут перебрасываться туда, где они необходимы, и будут создавать мощную противотанковую оборону на танкоопасных направлениях, предотвращая танковые прорывы концентрацией противотанковых средств. Считалось, что такая методика более эффективна против германской стратегии танковых ударов, чем традиционная противотанковая оборона.

Для того, чтобы обеспечить подобный манёвр противотанковыми средствами, нужно было оснащать команды истребителей танков соответствующей их задачам техникой, главными требованиями к которой становились мощное вооружение, способное эффективно бороться со всеми типами вражеских танков, а также высокая стратегическая и тактическая мобильность, позволяющая быстро перебрасывать истребители танков на угрожаемые участки.

Поскольку потребность в истребителях танков была весьма насущной, работы развернулись сразу по нескольким направлениям. Наибольшую мобильность, дешевизну и простоту обеспечивала схема с колёсным или полугусеничным шасси, реализованная в 37-мм GMC M6 и в 75-мм GMC M3, но в этом случае не удавалось установить достаточно мощное орудие, а также обеспечить приемлемую защиту экипажа. Поэтому были сформулированы требования к противотанковым САУ на шасси лёгких и средних танков.

Работы по созданию истребителя танков на шасси среднего танка начались в декабре 1941 года, и первым прототипом стала опытная САУ T24, представлявшая собой зенитное орудие M3, установленное в открытой рубке на шасси среднего танка M3. После постройки нескольких тестовых образцов, в том числе и с зенитным орудием M1918, проект был закрыт в апреле 1942 года, поскольку не удовлетворял требованиям военных в мобильности, и, кроме того, не имел вращающейся башни.

На замену в январе 1942 года пришёл проект T35, представляющий собой установку орудия T12, разработанного для тяжёлого танка M6, на шасси среднего танка M4A2 (с облегчённым бронированием), в башне кругового вращения. Орудие монтировалось в установке, заимствованной от M6, литая башня была открытой в верхней и задней части. Кроме того, по требованиям военных был разработан альтернативный вариант T35E1, получивший новую верхнюю часть корпуса, имеющую наклонное бронирование. Изготовленные образцы также получили новую сварную цилиндрическую башню, также имевшую наклонное бронирование. Крыша башни прикрывала только её переднюю часть.

Так как тесты показали преимущество наклонного бронирования, для стандартизации в качестве истребителя танков M10 был рекомендован прототип T35E1. При стандартизации в июне 1942 года M10 получил новую сварную башню пятиугольной формы. Орудие, стандартизованное как M7, получило новую установку принципиально иной конструкции.

Commons-logo.svg Производство M10 на заводе Fisher Tank Arsenal

Производство M10 началось в сентябре 1942 года Fisher Tank Arsenal. Через два месяца, в октябре 1942 года, был заключён договор с Ford Motor Company на производство варианта на шасси танка M4A3, получившего армейское обозначение M10A1. Причиной стала нехватка шасси M4A2, которое использовалось для производства M10.

В процессе производства оба варианта подвергались незначительным модернизациям, связанным, в частности, с проблемой уравновешивания изначально не слишком удачно спроектированной башни. Эта неуравновешенность очень сильно затрудняла развороты башни, в том случае если САУ находилась не на горизонтальной поверхности.

Первоначальным решением стало использование расширителей гусеничных траков в качестве импровизированных противовесов. Расширители подвешивались на заднюю стенку башни на заводских креплениях, которые стали монтировать, начиная с осени 1942 года. Также проблему уравновешивания попытались решить установкой крупнокалиберного пулемёта на задней части башни.

После того, как было выпущено 650 M10 и M10A1 без противовесов, в январе 1943 года башни стали оснащаться сварными заводскими противовесами. Всего таких САУ было выпущено 2850 штук. Это не стало окончательным решением проблемы, потому что противовесы были признаны слишком тяжёлыми.

В результате, в июне 1943 года M10 и M10A1 получили новую удлинённую башню с литыми противовесами улучшенной конструкции, которые были вынесены дальше от центра вращения и облегчены. Всего было выпущено 3200 САУ с новыми башнями.

С декабря 1943 года был внедрён новый дизайн сидений наводчика и командира, походные фиксаторы орудия и башни, был также перенесён неудобно расположенный маховик механизма поворота башни. В мае 1943 по требованию армии САУ получили комплект оборудования для стрельбы с закрытых позиций, состоящий из указателя азимута и угла возвышения орудия.

Призводство САУ М10 [1]
Модель 1942 1943 Итого
9 10 11 12 Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
М10 105 170 137 199 611 276 340 330 428 416 400 402 465 498 350 237 240 4382 4993
М10А1 3 18 7 28 56 116 150 133 123 133 124 131 49 150 220 1385 1413
Шасси М10А1 40 260 300 300
Всего 105 173 155 206 639 332 456 480 561 539 533 526 596 547 500 497 500 6067 6706

В 1944 — 1945 годах 300 шасси и 813 М10А1, а так же 723 М10 были переделаны в более совершенного истребителя танков M36 Jackson.

M10 1943.jpg

Американская доктрина ведения боя предполагала использование истребителей танков для борьбы с вражескими танками, тогда как собственные танки предназначались для поддержки пехоты в бою. M10 была самой многочисленной противотанковой САУ американской армии во Второй мировой войне. Дебют машины в Северной Африке был довольно успешен, поскольку её трёхдюймовая пушка M7 могла без проблем с дальней дистанции поражать броню большинства немецких танков, имевшихся тогда на североафриканском театре военных действий (ТВД). Однако тяжёлое и тихоходное шасси не соответствовало принятой тогда в США доктрине истребителей танков, которая требовала использования в этом качестве очень лёгких и быстрых машин. Поэтому в начале 1944 года M10 в частях стала дополняться более быстрой и более легкобронированной противотанковой САУ M18 Hellcat. В ходе высадки в Нормандии пушка M10 оказалась неэффективной против лобовой брони многочисленных немецких танков «Пантера», поэтому осенью 1944 года она начала замещаться улучшенным вариантом противотанковой САУ M36 Jackson. Однако оставшиеся в строю M10 продолжали использоваться до конца войны. На тихоокеанском ТВД M10 армии США использовались как обычные танки непосредственной поддержки пехоты и были непопулярны среди экипажей в этой роли. Японская тактика борьбы с американской бронетехникой путём использования пехоты с гранатами и прочими противотанковыми средствами в предельно ближнем бою делала открытую сверху M10 гораздо более уязвимой, чем полностью закрытый танк.

M10 1943.jpg

В 1944 году 52 САУ M10 были поставлены в СССР по Ленд-лизу. В частности этими машинами был оснащён 1223-й самоходно-артиллерийский полк, входивший в состав 29-го танкового корпуса, 5-й гвардейской танковой армии. Данный полк участвовал в наступлении 3-го Белорусского фронта под Оршей в июне 1944 года, а также 1239-й самоходно-артиллерийский полк[2]16-го танкового корпуса, 1-го Белорусского фронта.

Этими машинами также комплектовались части «Свободной Франции», одна M10 под названием «Сирокко», управляемая |французскими моряками, прославилась тем, что подбила немецкую «Пантеру» прямо на площади Согласия в Париже. В Великобритании M10 обозначались как 3-in. SP, Wolverine и сражались в Италии и Франции. Некоторое количество машин было перевооружено на гораздо более эффективную 17-фунтовую противотанковую пушку и получило обозначение 17-pdr. SP. Achilles.

Открытая сверху башня M10 делала машину уязвимой для артиллерийского и миномётного огня, а также для пехотных атак, особенно в городских боях и в лесу, когда простая ручная граната могла быть легко заброшена внутрь машины. К концу войны бронирование M10 уже стало недостаточным против новых немецких танковых и противотанковых пушек. Однако самым большим недостатком M10 была крайне низкая скорость поворота башни ввиду отсутствия какой-либо механизации этого процесса. Башня поворачивалась только вручную, и на совершение ею полного оборота требовалось около двух минут. Кроме того, вопреки писаной доктрине применения, американские истребители танков израсходовали больше осколочно-фугасных снарядов, чем бронебойных, что показывает полный крах этой доктрины — машины в основном использовались в роли танков, которые они должны были бы на бумаге поддерживать.

  • 3-in. Gun Motor Carriage T35 (прототип) — ходовая часть от ранних средних танков M4A2 «Шерман».
  • 3-in. Gun Motor Carriage T35E1 / 3-in. GMC M10 (3-in. SP, Wolverine) — с дизельным двигателем (около 5000 шт.).
  • 3-in. GMC M10A1 — с карбюраторным двигателем Ford GAA (около 1700 шт.).
  • 17-pdr. SP. Achilles — 3-in. GMC M10, вооружённая 17-фунтовой пушкой Mk V, такой же как на танке Шерман Файрфлай и других британских машинах. Этот вариант внешне можно идентифицировать по дульному тормозу на орудии и большему противовесу сзади башни.
    • Перевооружённые дизельные M10 стали 17-pdr. SP. Achilles IC.
    • Перевооружённые карбюраторные M10A1 стали 17-pdr. SP. Achilles IIC.
  • Full-Track Prime Mover M35 — безбашенный тягач M10A1 для буксируемых тяжёлых орудий.

M10 базировалась на шасси среднего танка M4A2 (модификация M10A1 — на шасси M4A3) со специальной открытой сверху башней, где была установлена пушка M3 калибром 3 дюйма (76,2 мм). Как и у танков башня могла вращаться на 360 градусов, что делало самоходку довольно эффективной. Для поражения бронецелей применялся ординарный (калиберный, без баллистического наконечника, в западной терминологии AP) бронебойный снаряд M79, который мог пробить 3 дюйма (76 мм) брони при угле встречи 30° относительно нормали на расстоянии 1000 ярдов (900 м). Полный боекомплект орудия в машине составляли 54 снаряда. На корме башни устанавливался большой противовес, который придавал башне характерный и легко распознаваемый силуэт.

Для обороны в ближнем бою и отражения атак с воздуха на корме башни устанавливался 12,7-мм пулемёт M2 «Браунинг». Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов. Экипаж также имел своё личное оружие для самозащиты.

Вооружение[править | править код]

Боеприпасы пушки M7[3]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с Дальность табличная, м
Бронебойные снаряды
бронебойный с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий APCBC/HE-T M62 Projectile 12,34 6,99 ? 793 14 600
бронебойный подкалиберный APCR-T M93 Shot 9,41 4,26 1037 11 900
бронебойный сплошной, трассирующий AP-T M79 Shot 12,03 6,80 793 11 600
Осколочно-фугасные снаряды
осколочно-фугасный HE-T M42A1 Shell 11,28 5,83 ? 854 13 400
Дымовые снаряды
дымовой HC B1 M88 Shell 6,98 3,34 ? 275 ок. 1800
Таблица бронепробиваемости для M7[3]
Снаряд \ Расстояние, м 457 914 1371 1828
угол встречи 30°, гомогенная броня
M62 Projectile 93 88 82 75
M93 Shot 157 135 116 98
M79 Shot 109 92 76 64
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным.
American tank firing.jpg
  • Послевоенная американская кинозвезда Оди Мерфи был удостоен Медали Почёта за проявленную доблесть в бою, когда он использовал пулемёт подбитой и сгоревшей M10 для отражения атак многочисленной вражеской пехоты и не оставил огневую позицию, несмотря на несколько попаданий в корпус этой самоходки.
  • При подготовке Арденнской операции несколько «Пантер» 150-й танковой бригады, назначением которой было осуществление боевых и диверсионных действий в тылу союзников, были замаскированы под «росомаху» M10. 21 февраля 1945 года замаскированные «Пантеры» встретились с частями 120-го американского пехотного полка. Одна машина была уничтожена, три были оставлены экипажами и попали в руки американцев.
  • В составе экипажа одной из поставленных в Советский Союз по ленд-лизу М10 воевал актер Владимир Заманский. В июне 1944 года радистом 1223-го самоходно-артиллерийского полка, входившего в 29-й танковый корпус, 5-й гвардейской танковой армии, Заманский участвовал в наступлении 3-го Белорусского фронта под Оршей. В ходе боёв машина Заманского была подбита и загорелась. Несмотря на тяжёлое ранение в голову, Заманский спас из горящей самоходки раненного командира. 2 февраля 1945 года самоходка Заманского уничтожила в бою 50 немецких солдат, подбила вражеский танк T-IV, две повозки с боеприпасами, после чего экипаж машины захватил и удерживал важный перекрёсток дорог.
  • М10, управляемая французскими моряками, уничтожила «Пантеру» на площади Согласия в Париже.

Ил-10 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2018; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2018; проверки требуют 13 правок.

Ил-10 (по кодификации НАТО: Beast«Зверь») — советский штурмовик конструкции КБ Ильюшина заключительного периода Великой Отечественной войны, создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2.

Первый полёт состоялся 18 апреля 1944 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).

Серийное производство Ил-10 было организовано на трёх авиазаводах: № 1, № 18, № 64 и продолжалось пять лет. В 1945 году было выпущено 2 556 машин этого типа. Всего было выпущено 4 475 боевых Ил-10 и 280 учебно-тренировочных УИл-10.

С конца декабря 1951 по 1955 годы Ил-10 производился по лицензии на заводе «Авиа» в Соковице (Чехословакия) под наименованием В-33. В 1953—1954 годах чешские штурмовики поставлялись в Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию. В-33 были вооружены четырьмя пушками НС-23РМ с боекомплектом 150 патронов на пушку. Всего в Чехословакии построено 1200 самолётов В-33[источник не указан 1749 дней].

Ил-10 представлял собой двухместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Отличие от Ил-2 состояло, в частности, в том, что с учётом рекомендаций, основанных на исследовании статистики поражаемости пилота и стрелка Ил-2, собранной специалистами ЦНИИ-48, в бронеотсек (бронекорпус) была полностью включена кабина воздушного стрелка. Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения — с 12,7 мм до 20 мм.

Установка двигателя АМ-42 в сочетании с доработкой аэродинамических качеств планера самолёта позволили значительно повысить его летные характеристики. Опытный пилот Ил-10 мог на равных противостоять истребителям того периода.

Так, с целью поднятия авторитета нового штурмовика был организован показательный воздушный бой Ил-10 с истребителем Ла-5ФН[1]. Ил-10 пилотировал начальник воздушно-стрелковой службы полка к-н А.И.Сироткин, а «лавочкин» — Герой Советского Союза к-н В.И.Попков, лично сбивший к этому времени 37 немецких самолётов.

После проявления плёнки фотокинопулеметов, которым «воевали» в том полёте, было установлено, что по Ла-5ФН несколько раз прошлись очереди оружия Ил-10.

  • Ил-10 пушечный — 1945 год Модификация с усиленным артиллерийским вооружением. Вооружение: четыре крыльевые пушки НС-23 (по 150 снарядов), пушечная установка БТ-20 (150 снарядов), кумулятивные бомбы ПТАБ и ракетные бронебойные снаряды РБС-132. Серийно строился до 1947 года.[2]
  • Ил-10УТ (УИл-10) — Учебно-тренировочный. Кабина стрелка переоборудована в кабину инструктора с дублированием управления. Из вооружения были оставлены две пушки, направляющие для двух снарядов РС и два бомбодержателя для отработки штурмовых действий. В 1945 году была выпущена небольшая серия.[3]

В 1951 году, основываясь на боевом опыте, приобретённом в ходе Корейской войны, было решено возобновить производство улучшенной модификации штурмовика, получившей обозначение Ил-10М. Первый полёт Ил-10М состоялся 2 июля 1951 года.

От своего предшественника Ил-10М отличался незначительно увеличенными длиной фюзеляжа и размахом крыла, большей площадью управляемых поверхностей, наличием фальшкиля в хвостовой части фюзеляжа и более тонким профилем крыла для улучшения пилотажных качеств машины. Бронирование сохранено как у Ил-10, бронекорпус изготавливался из стальных бронедеталей толщиной 4, 5, 6 и 8 мм, толщина бронеспинки 16 мм. Установлено новое лобовое бронестекло К-5 толщиной 64 мм. В консолях крыла установили четыре более совершенные пушки НР-23. Масса полезной нагрузки — как у предшественника. Установлено более совершенное навигационное оборудование.

Общее число выпущенных Ил-10М составило 146 штук. С января 1955 года прекращено производство, а с весны 1956 года Ил-10М снят с вооружения[4] в связи со сменой приоритетов в пользу истребителей-бомбардировщиков.

После войны все штурмовые части советских ВВС были переведены с Ил-2 на Ил-10. Сами штурмовики стояли на вооружении СССР до 1960-х годов.[5]

Начало боевого применения штурмовика Ил-10 — 15 апреля 1945 года. В бою участвовали 15 самолётов, ведущий группы — М. И. Безух. Применялся на Дальнем Востоке в августе 1945 года против Квантунской армии.

Ил-10 применялся в корейской войне на стороне Северной Кореи. К началу вторжения на юг ВВС КНДР имели 93 штурмовика, однако уже через два месяца боевых действий в строю оставалось всего 20 боеспособных самолётов. За время войны авиацией США было сбито 11 северокорейских Ил-10[6][7][8]. Два штурмовика были захвачены наземными войсками и проходили лётные испытания в США.

Ил-10 в музее Войска польского.
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  
    • 2 × 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23КМ установленные на крыле, по 150 снарядов на пушку
    • 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС, 1500 патронов
    • У стрелка: 1 × 20-мм пушка УБ-20 или 12,7-мм пулемёт УБТ, 190 патронов
  • Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения
  • Неуправляемые ракеты: 8 × ракет РС-82 или РС-132
  • Бомбы:  
    • В бомбоотсеке:
      • 144 × ПТАБ-2,5-1,5 (230 кг) или
      • 136 × АО-2,5 с. ч. (сталистый чугун, 400 кг) или
      • 182 × АО-2,5-2 (из 45-мм снаряда, 400 кг) или
      • 56 × АО-8М4 (короткие, 400 кг) или
      • 40 × бомб типа АО-10 с. ч. (сталистый чугун, 392 кг) или
      • 2 × ФАБ-100
    • Под крылом:
      • 2 × ФАБ-250 (500 кг) (в перегрузочном варианте с 2 × ФАБ-100 в бомбоотсеке)
  • Ил-10 в авиационной энциклопедии «Уголок неба»
  • Ил-10 на сайте «Авиару.рф»
  • Смирнов Г. Рассказы об оружии. — М.: Детлит, 1976.

ЛТ-10М, моя история — Токарные ИТ-1М и ЛТ-10

     Здравствуйте, форумчане.

Давно у меня была мысль взять станок посерьезнее, чем мой ТВ-4. Надобности в большом станке особо и не было, станок для себя, для хобби. Да и честно говоря в гараже места уже особо нет, перекрытия пола еще слабые.

Но постоянно, когда вставал вопрос выточить фланец побольше или сделать деталь побыстрее с большим съемом металла, все упиралось в возможности моей ТВшки.

Вот например была задачка по быстрому выточить 4 гаражные петли, за выходные ворота сварить. Петли нужны большие и на ТВшке я бы их точил по времени больше, чем ворота варить. В итоге, поехал и купил петли в магазине. Хотя токарный пылится в гараже.

Против ТВшек ничего плохого не имею, но хотелось работать на станке и не заморачиваться, иметь большую производительность.

Рассматривал станки типа 1М61, 1Е61, 1А616, ИЖи, ОТ-5, ИТ-1М и подобные длинной около 2м, весом не более 1,5 т, ну и чтобы двигатель не мощный был (сеть у меня однофазная и в промышленных объемах мне не работать).

То не успевал купить, за дешево станки быстро уходили, то цена, то доставка на большое расстояние, то с работы не отпускали на смотрины.

И вот в один прекрасный день в отпуске увидел на Авито объявление о продаже станка ЛТ-10М.

Станок проходил по всем моим критериям: цена, расстояние доставки, комплектность станка и его состояние, а также свободное время в отпуске.

Единственное, что  -ни когда не рассматривал этот станок как вариант для себя. Ну какой-то он старомодный, редкий, в какой то степени примитивный и грубый. Также говорят о проблемах жесткости из-за облегченного веса.

Но порассуждав денёк, понял что ничего страшного в этом нет, опять же под мои задачи.

Но вот к примеру, возьму я дорогущего ИЖа, денег я на нем зарабатывать не собираюсь, работать буду редко, а потраченных денег жалко, это ведь не бизнес для меня.

Или за недорого старый 1К62, большой мощный, сложный, зачем мне это. Восстанавливать долго, в гараже сейчас часто бывать не получается.

Еще к примеру был вариант 1Е61, но на расстоянии 100 км от меня- на доставке разорюсь.

А ЛТшка  выходит недорого, доставка тоже, станок простой по устройству, весь диапазон шагов резьб режет, большого веса и высокой жесткости мне не надо, лишь была бы пожестче, чем на ТВшке.

В общем решил брать. Позвонил, продавец выслал еще кучу фоток. В общем, станок работал в ремонтной мастерской лет 10 под руководством дедушки токаря, купили станок с консервации. Последние 4 года стоит без дела, все оборудование распродается.

Поехал на смотрины. Станок стоял в небольшой мастерской, весь в масле и пыли, два его сокамерника (большой токарный и фрезер) уже продали. Подумал, что особо за ним не смотрели, только потом уже понял, что если на станке много работать, то масло бьет изо всех щелей. К сети был подключен, запустил, подергал все рукоятки. Переключатель вращения электродвигателя был убит, не всегда включались все три фазы.То ли такая конструкция контактов без твердых напаек имеет малый ресурс, то ли тормозили шпиндель противовключением (реверсом), теперь уже неизвестно, токарь давно уволился. Вскрыл переднюю бабку, все ОК. Коробка подач, фартук работают. Решил вскрыть коробку передач и обнаружил там все убитые шестерни и жижу вместо масла. Кое-как работала только одна пара шестерен, поэтому вторая ручка переключения с коробки была демонтирована.

Это меня сильно расстроило. Сказал продавцу, что подумаю и уехал с мыслью о том, что вряд ли куплю станок. По пути домой пообщался с парой форумчан по телефону и они меня обнадежили, что шестерни не беда и вообще можно прямой привод замутить, либо поставить коробку от жигулей, так как родная коробка жутко шумит. Взвесив все за и против по приезду домой решил покупать станок. Также решающими факторами была комплектность станка, вплоть до сменных шестерен в тумбе, а также наличием кучи инструмента в мастерской. За дефект коробки продавец скидку не давал, так как и так дешево отдает, но согласился отдать кучу инструмента бесплатно.

IMG_20190426_164152[1].jpg

IMG_20190426_164147[1].jpg

Метр в секунду — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Метр в секунду (русское обозначение: м/с, международное: m/s) — единица измерения скорости в Международной системе единиц (СИ), а также в системах МТС и МКГСС. Объект, движущийся со скоростью 1 м/с, преодолевает за секунду один метр. Единица «метр в секунду» относится к классу производных единиц, наименования и обозначения которых образованы с использованием наименований и обозначений основных единиц соответствующей системы единиц.

  • 1 м/с равняется 3,6 км/ч
  • 1 км/ч равняется 0,277777… м/с
  • 1 фут в секунду равняется 0,3048 м/с

Скорость света в вакууме — фундаментальная физическая постоянная, по определению, точно равная 299 792 458 метрам в секунду.

Километр в секунду (км/с, то есть кило-м/с) равен 1000 м/с или 3600 км/ч. Эта единица редко применяется в земных условиях, но зато используется в астрономии и космонавтике.

Сантиметр в секунду (см/с, то есть санти-м/с) является единицей скорости в системе СГС и равен 10−2 м/с.

  • 1 м/с = 100 см/с
  • 1 км/ч = 27,7777… см/с
Кратные Дольные
величина название обозначение величина название обозначение
101 м/с декаметр в секунду дам/с dam/s 10−1 м/с дециметр в секунду дм/с dm/s
102 м/с гектометр в секунду гм/с hm/s 10−2 м/с сантиметр в секунду см/с cm/s
103 м/с километр в секунду км/с km/s 10−3 м/с миллиметр в секунду мм/с mm/s
106 м/с мегаметр в секунду Мм/с Mm/s 10−6 м/с микрометр в секунду мкм/с µm/s
109 м/с гигаметр в секунду Гм/с Gm/s 10−9 м/с нанометр в секунду нм/с nm/s
1012 м/с тераметр в секунду Тм/с Tm/s 10−12 м/с пикометр в секунду пм/с pm/s
1015 м/с петаметр в секунду Пм/с Pm/s 10−15 м/с фемтометр в секунду фм/с fm/s
1018 м/с эксаметр в секунду Эм/с Em/s 10−18 м/с аттометр в секунду ам/с am/s
1021 м/с зеттаметр в секунду Зм/с Zm/s 10−21 м/с зептометр в секунду зм/с zm/s
1024 м/с иоттаметр в секунду Им/с Ym/s 10−24 м/с иоктометр в секунду им/с ym/s
     применять не рекомендуется      не применяются или редко применяются на практике

Значения больше 109 применять нецелесообразно, так как скорость света в вакууме — по современным представлениям предельная скорость движения частиц и распространения взаимодействий — приблизительно равна 3·108 м/с.

10Х — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

10Х — беспилотный самолёт-снаряд (крылатая ракета) класса воздух—поверхность, с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД). Создан методом обратной разработки немецкой ракеты Фау-1 в КБ завода № 51, с сентября 1944 года. Руководил разработкой Владимир Николаевич Челомей.

В качестве трофеев Советскому Союзу достались несколько ракет «Фау-1» при занятии территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше.

Появилось соответствующее решение ГКО. В конце лета 1944 г. Челомей завершил эскизную проработку самолёта-снаряда со своим ПуВРД Д-3, получившего название 10Х, а 19 сентября 1944 г. его назначили главным конструктором и директором завода 51 НКАП. Прежде этот завод занимался проектированием и изготовлением опытных самолётов под руководством главного конструктора Н. Н. Поликарпова, скончавшегося 30 июля 1944 г. Из всех планируемых Поликарповым работ за заводом сохранили только летные испытания и доводку ночного бомбардировщика «НБ», а также проектирование и постройку ракетного истребителя «Малютка».

Ускорила создание 10Х доставка из Великобритании и Польши некомплектных V1. Однако о копировании аппарата полностью речь не шла. Например, при разработке чертежей на автопилот АП-4 для самолёта-снаряда 10Х в целях скорейшего освоения его в массовом производстве ОКБ-1 главного конструктора В. М. Соркина сделало упор на применении гироскопических узлов серийных советских приборов.[источник не указан 1213 дней]

В отличие от Фау-1 10Х предназначались для запуска не только с наземных позиций и самолётов, но и с установок корабельного базирования[источник не указан 2194 дня].

Первоначально предназначался для пусков с земли по наземным целям, как и прототип, но, из-за низкой эффективности, такое применение было отвергнуто. Доработанный вариант предназначался для вооружения самолётов-носителей с целью поражения объектов противника на значительном удалении от рубежа пуска с самолёта.

Разработка самолёта-снаряда была задана решением ГКО от 13 июня 1944 г.[1]

25 декабря 1944 года были успешно завершены заводские стендовые испытания ПуВРД Д-3[2].

20 марта 1945 года на испытательном полигоне в районе г. Джизак Узбекской ССР[2] был проведён первый пуск с самолёта-носителя Пе-8. Лётные испытания закончили в 1946 году. В 1948 году после проведения лётных испытаний на самолётах Пе-8 и Ер-2 самолёт-снаряд был рекомендован для принятия на вооружение ВВС. Однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за низкой точности системы наведения. Несовершенство инерциальной системы наведения приводило к большому рассеиванию — при стрельбе на максимальную дальность попадание в квадрат со сторонами 5 километров считалось хорошим результатом[3]. Также, ракета имела малую дальность, высоты и скорость полёта меньшие, чем у поршневого истребителя того времени.

В послевоенное время В. Н. Челомеем было разработано ещё несколько ракет на основе 10Х (14Х и 16Х), но в начале 1950-х разработки были прекращены, а разрабатывавшее их КБ закрыто. В итоге самолёт-снаряд на вооружение Советской Армии так и не поступил[4].

10Х 10ХН
Длина, м 8,312 7,5
Диаметр фюзеляжа, м 0,84 0,85
Размах крыла, м 5,36 6,5
Ширина ракеты, м 2,5
Высота без стартовой ступени, м 1,85
Стартовая масса, кг 2130 3300-3500
Масса в полёте, кг 2500
Масса БЧ, кг 800 800-1000
Максимальная скорость, км/ч ~600
Дальность, км 240
Высота полёта, м ~2000 200-1000
Отклонение по курсу, градусы 0,2 (1948 г.)
Двигатель ПуВРД Д-3 Д-3 или Д-5
Тяга, кгс 325
Горючее бензин Б-70
Масса топлива, кг 450-500
Стартовые ускорители 2×РДТТ РБТ-70
Масса ускорителей 1000
Взрыватель ВУ-1 и АВ-516
Система управления автопилот АП-52 или радиокомандная
  • Афанасьев И. Леонардо XX века. К столетию со дня рождения Владимира Челомея // Новости космонавтики. — М., 2014. — Т. 24, вып. 377, № 06. — С. 1—5. — ISSN 1561-1078.
  1. ↑ А. В. Карпенко, С. М. Ганин,В. В. Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. — СПБ: «Бастион», 2001. — 60 с.
  2. 1 2 Новости космонавтики, №06, 2014, с. 1.
  3. А.Б. Широкорад. Энциклопедия отечественного ракетного оружия. — Москва: АСТ, 2003. — С. 333. — ISBN 5170111770.
  4. ↑ Челомей 10Х

М-13 (электронно-вычислительная машина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

M-13 — советская многопроцессорная векторно-конвейерная электронная вычислительная машина. Предназначалась, прежде всего, для обработки больших объёмов информации в реальном масштабе времени. Элементная база — большие интегральные микросхемы, то есть М-13 относится к четвёртому поколению вычислительных систем.

Разработана в НИИ вычислительных комплексов (г. Москва). Главный конструктор — Михаил Александрович Карцев, заместители ГК — Л. В. Иванов, А. Ю. Карасик, А. А. Крупский, Л. Я. Миллер, Ю. В. Рогачев, Е. И. Цибуль, Р. П. Шидловский; ведущие разработчики — Л. Д. Баранов, М. С. Белков, В. А. Брик, В. М. Емелин, В. М. Златников, Ю. Н. Мельник, Г. Н. Пусенков, А. В. Слепенков и др.

Разработка началась в 1978 году, завершена в 1984 году. До М-13 М. А. Карцев работал над машиной М-10, поэтому в М-13 были унаследованы и развиты решения, заложенные при разработке М-10.

На момент появления М-13 являлась самой мощной[источник не указан 2315 дней] суперкомпьютерной системой в мире, уступив это звание в 1985 году суперкомпьютеру Cray-2. По многим причинам Cray-2 и М-13 никогда не сравнивались прямо.

Машина выпускалась на Загорском электромеханическом заводе с 1986 года. Всего было выпущено около 20 машин, основная часть которых решала задачи ПРО. Предусматривались три основные модели и ряд модификаций, различающихся комплектностью. Все модели программно совместимы между собой.

В логических блоках машины используются микросхемы ТТЛ серий 133, 130, 530.

Конструктивно, машина состоит из ячеек, которые объединяются в блоки, секции и шкафы. Каждая ячейка — это многослойная печатная плата размером 170 × 240 мм, закреплённая на металлической рамке. Каждый блок — стальной каркас размером 220 × 115 × 320 мм, содержит 6 ячеек, вставляемых по направляющим в разъёмы общей платы на задней части каркаса. Четыре блока объединяются в секцию. Шкаф содержит 12 секций. Шкафы при монтаже объединяются в модули, не более 8 шкафов в каждом. Состав модулей зависит от конкретной комплектации.

В зависимости от исполнения, М-13 могла содержать 8, 5, 17 или 34 МБ оперативной памяти и 4, 8 или 16 процессоров, показывая производительность Центральной процессорной части соответственно в 12, 24 или 48 млн оп./с.[1] Максимальное эквивалентное быстродействие для Специализированной процессорной части: 1,3[2]—2,4 млрд оп./с.[1]

  1. 1 2 Ю. В. Рогачев, В. С. Мухтарулин, Четыре поколения вычислительных машин М. А. Карцева (М-4, М4-2М, М-10, М-13): «Технические характеристики ЭВМ М-13»
  2. ↑ История отечественной вычислительной техники. Специализированная процессорная часть ЭВМ М-13 (Г. Г. Алексеев, В. М. Златников, Ю. В. Кутынин, А. И. Левнев, В. И. Парфенков, И. Б. Семенов)
  • ЭВМ М-13 на сайте Виртуального компьютерного музея
  • Описание причин создания М-13

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о