битумная смесь — это… Что такое битумная смесь?
- битумная смесь
1) Chemical weapons: bitumen mixture
2) Cement: black base mixture, sealing asphalt
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- битумная система
- битумная смесь для швов
Смотреть что такое «битумная смесь» в других словарях:
дорожная битумная смесь — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN road mix … Справочник технического переводчика
Мастика битумная — Мастика битумная – смесь разжиженного битума с различными добавками. [ГОСТ 2889 80] Рубрика термина: Мастики Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
СТО НОСТРОЙ 2.25.47-2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.47 2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения: 3.2.3 (Б + МП) : Асфальтовое вяжущее вещество сумма массовых долей минеральных частиц мельче 0,071 мм и битумного вяжущего в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО НОСТРОЙ 2.25.36-2011: Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Общие положения — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.36 2011: Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Общие положения: 3.1 асфальтобетон : Уплотненная асфальтобетонная смесь. Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Битум — (Asphalt) Определение битума, свойства битума, применение битума Информация об определении битума, свойства битума, применение битума Содержание Содержание 1. Свойства 2. Методы испытания и соответствующие виды классификаций Пенетрация… … Энциклопедия инвестора
СТО НОСТРОЙ 2.25.38-2011: Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 3. Устройство асфальтобетонных покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона
СТО НОСТРОЙ 2.25.34-2011: Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд. Часть 6. Устройство оснований из черного щебня и органоминеральных смесей — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.34 2011: Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд. Часть 6. Устройство оснований из черного щебня и органоминеральных смесей: 3.1 битумы нефтяные дорожные вязкие : Вяжущие для дорожного строительства … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
snip-id-9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них — Терминология snip id 9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
эмульсия — 3.3.3 эмульсия (emulsion): Трудноразделимая смесь нефтепродукта с водой. Источник: ГОСТ Р 52659 2006: Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб оригинал документа 5. Эмульсия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОДМ 218.3.007-2011: Нормирование свойств органических вяжущих в зависимости от климатических условий и условий эксплуатации покрытий — Терминология ОДМ 218.3.007 2011: Нормирование свойств органических вяжущих в зависимости от климатических условий и условий эксплуатации покрытий: 6 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь. Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мастика на битумной основе — bitumen.globecore.ru
Мастика на битумной основе представляет собой смеси вяжущих материалов с пылевидными, волокнистыми и комбинированными (смесь пылевидных и волокнистых) наполнителями. Вяжущими материалами в мастиках служат нефтяные битумы, различные дегтевые вяжущие, смеси битумов с дегтевыми вяжущими и синтетическими материалами — смолами, латексами и другими модифицирующими добавками. Пылевидными наполнителями мастик являются порошки известняка, доломита, мела, талька, золы минеральных видов топлива, цемента и т. п., а волокнистыми — асбест VII—VIII сорта, коротковолокнистая вата
Горячие и холодные мастики
Для создания гидроизоляционных покрытий и кровель в зависимости от температуры подогрева при производстве работ применяют горячие и холодные мастики.
Горячие мастики применяют с предварительным подогревом до температуры 180°С (битумные и битумно-резиновые) и 130°С (дегтевые и гудрокамовые). Допускается превышение указанных температур на 10—15° в зимнее время.
Холодные мастики применяют без подогрева при температуре окружающего воздуха до +5°С. При подогреве до 60—70 “С они могут применяться и при более низких температурах.
Разделение по области применения
По преимущественной области применения мастики на основе битумных и дегтевых вяжущих и их модификаций подразделяют на кровельные, кровельно-гидроизоляционные и гидроизоляционные.
Горячие кровельные мастики предназначены для приклеивания рулонных материалов при создании многослойных кровельных покрытий, гидроизоляции и мастичных кровель, армированных волокнистыми стекломатериалами.
Холодные кровельные мастики на разбавленном вяжущем и эмульсии используют также для приклеивания рулонных материалов и устройства защитных покрытий, гидроизоляции и пароизоляции.
Кровельно-гидроизоляционные горячие мастики применяют в качестве приклеивающих мастик, а также для создания безрулонных кровель и гидроизоляции.
Горячие и холодные гидроизоляционные мастики и растворы применяют для окрасочной, литой и штукатурной гидроизоляции и заполнения деформационных швов.
Технические свойства горячих мастик
В зависимости от вида вяжущего и наполнителя применяют битумные, дегтевые, гудрокамовые и битумно-резиновые горячие мастики.
Технические свойства кровельных и кровельно-гидроизоляционных мастик на различных вяжущих приведены в табл. 37, и, кроме того, горячие кровельные и кровельно-гидроизоляционные мастики должны удовлетворять следующим требованиям:
- быть твердыми при температуре 18±2°С, однородными без видимых посторонних включений и примесей, не иметь видимых частиц наполнителей, не покрытых вяжущими;
- при рабочих температурах легко наноситься щеткой или скребком по ровной поверхности слоем 2 мм и свободно растекаться слоем такой же толщины при подаче мастик насосом; иметь- требуемую склеивающую способность.
Составы горячих мастик и растворов
Горячие мастики приготовляют, как правило, централизованно и поставляют потребителю в твердом состоянии. Кровельные и некоторые виды кровельно-гидроизоляционных и гидроизоляционных мастик и растворов могут приготовляться на месте производства строительных работ в условиях специализированных цехов (предприятий).
Наименование и содержание компонентов, входящих в состав битумно-резиновых кровельных и кровельно-изоляционных мастик различных марок, приведены в табл. 41.
Изготовление
При изготовлении битумных мастик первоначально в котел загружают более легкоплавкий кровельный битум БНК-2, который обезвоживают при температуре 105—110 “С. Затем загружают битум БНК-5 и при постоянной работе лопастной мешалки температуру битумного сплава доводят до 160—180 СС. Для предотвращения вспенивания битумного вяжущего в процессе варки мастики в него вводят пепогаситель марки ПМС-200 (полиметилсилоксановая жидкость) — 2—3 капли на котел. При этом время приготовления битумного вяжущего уменьшается в 2—3 раза.
После получения сплава БНК-5 и БНК-2 требуемой температуры размягчения его доводят до температуры 160—180 СС и далее, при работающей мешалке, засыпают наполнитель порциями — Уз—lU от расчетного количества. Наполнитель засыпают через сито с ячейками 4X4 мм, установленное над загрузочным люком котла.
После загрузки последней порция наполнителя продолжают варку битумной мастики при температуре 180 °С и работающей мешалке до получения однородной смеси битумного сплава и наполнителя и полного оседания пепы.
При варке кровельной и кровельно-изоляционной битумно-резиновых мастик после приготовления сплава битумов БПК-2 и БНК-5, имеющего температуру размягчения, указанную в табл. 42, и доведения температуры этого сплава до 200—210 °С в котел или смеситель вводят резиновую крошку, подогретую до 65—70 °С. Ее вводят через сито с ячейками 2- 3 мм, устанавливаемое над загрузочным люком
Битумпо-резиновый состав готовят при температуре 200—220 “С в течение 40—45 мин при обязательной работе лопастной мешалки и Шестеренчатого насоса, рециркулирующего битумно-резиновый состав и придающего ему большую однородность. В приготовляемый таким образом состав через сито с ячейками 2—3 мм вводят подсушенный асбестовый наполнитель и ведут перемешивание и рециркуляцию в течение 10—20 мин до получения однородной смеси и осе-Дания пены.
Битумно-резиновые мастики гидроизоляционные (изол) готовят аналогично. Компоненты смешивают при 180—200 °С (в полевых ус-‘ ловиях) и при 200—230 °С (в заводских условиях). Общее время варки этой мастики 90—240 мин. Пластификатор (зеленое масло) вводят в мастику перед окончанием ее варки и далее перемешивают всю мас-СУ до однородного состояния.
Приготовление мастик БМГ-1, БМГ-2 аналогично приготовлению битумных, а БРГ-4 — битумно-резиновых мастик.
Технология изготовления мастики БПМ аналогична приготовлению битумных мастик. В обезвоженный битум вводят мастику УМС-50 небольшими порциями (200—300 г) при непрерывном перемешивании, и далее, после растворения УМС-50 в битуме, вводят наполнители и перемешивают в течение 30—40 мин при 160—180 °С.
Запрещается нагревать битумные мастики выше 180°С и битумно-резиновые смеси выше 230 °С. Если мастики до использования должны храниться в застывшем состоянии, то в процессе остывания -их необходимо перемешивать до достижения температуры 90— 100 °С, а затем прекратить. При разогревании остывших мастик их перемешивание следует начинать при температуре 100—120 “С, а при достижении 180—200 °С мастики считаются готовыми к употреблению.
Дегтевые мастики готовят также в варочных котлах с огневым или электрическим обогревом, оборудованных мешалками (30— 40 об/мин). В котел загружают антраценовое масло и часть пека. После обезвоживания при 105—110сС загружают остальную часть пека и при постоянной работе мешалки доводят температуру сплава до 140—150 °С.
Для получения дегтевого вяжущего с заданной температурой размягчения (см. табл. 41) оптимальное соотношение пека и антраценового масла определяют лабораторным путем. Так, например, при использовании пека с температурой размягчения 65—70 °С, для получения дегтевого вяжущего с. температурой размягчения 45 °С соотношение пека и масла составит примерно 1 : (0,2—0,25).
При достижении температуры 140—150 °С в сплав порциями (7з—’А расчетного количества) (см. табл. 41) вводят наполнитель через сито с ячейками 4X4 мм. Если при этом наблюдается интенсивный подъем пены, введение наполнителя прекращают до оседания ‘ пены, а затем возобновляют. После загрузки наполнителя варку мае- , тики продолжают при 140—150°С при постоянной работе мешалки до получения однородной смеси и полного оседания пены.
Запрещается нагревать дегтевые мастики выше 180°С. При хранении мастики в застывшем состоянии ее необходимо перемешивать до достижения температуры 75—80 °С, а затем перемешивание прекратить. При разогревании твердой дегтевой мастики перемешивание начинают при температуре 80—90 °С, а при достижении 150—160 °С мастика считается готовой к употреблению.
Горячие асфальтовые гидроизоляционные мастики приготовляют непосредственно на месте производства работ. Поэтому сведения о их приготовлении приведены в разделе III.
Технические свойства холодных мастик
В зависимости от вида вяжущего различают холодные мастики битумные, гудрокамовые и битумные, модифицированные синтетическими вяжущими (этиноль, латекс, наирит). По области применения холодные мастики могут быть кровельными, кровельно-гидроизоляционными и гидроизоляционными. Они могут быть приготовлены иа разбавленном вяжущем или на битумных пастах и эмульсиях.
Технические требования к битумно-полимерным гидроизоляцией- . ным мастикам на основе разжиженных битумов, названных в ведомственных технических условиях битумно-наиритовои композицией (БНЮ и эластимом РБЛ, приведены в табл. 46.
Технические требования к холодным асфальтовым (битумным) мастикам на битумных пастах (см. § 2 настоящей главы) приведены в табл 47
Составы холодных мастик
Холодные мастики приготовляют, как правило, в специализированных цехах или. предприятиях и поставляют на место производства работ в закрытой таре.
Битумные кровельные мастика в зависимости от вида разбавителя подразделяют на марки:
- МБХ-Х (растворитель — соляровое масло или керосин)
- БК-Х [растворитель — кукерсольный лак (ТУ ЭССР 9548—60)]
- БЛК-Х (растворитель — кукерсольный лак и добавка латекс)
Соотношения составляющих для приготовления холодных битумных кровельных мастик приведены в табл. 48, 49.
Этиноль-битумная мастика кровельная и гидроизоляционная состоит из лака этиноль (ТУ 966-3465-57), стабилизированного дре-весносмоляным антиокислителем (ГОСТ 6615—63), битума марки БН-TV или смеси битумов БН-Ш и БН-V в соотношении 1 : 1-т-1,5 в зависимости от назначения мастики, пылевидного наполнителя влажностью менее 3% (молотой пемзы, туфа, шлака, мела, золы ТЭЦ, известняковой муки, цемента низких марок и др.) и волокнистого наполнителя — асбеста VH сорта влажностью не более 5%.
Состав мастики подбирают в лаборатории с учетом конкретного назначения и способа нанесения.
Для устройства гидроизоляции, пароизоляции и мягких кровель рекомендуется следующий состав (% по массе): лак этиноль 30— 40, асбест VII сорта 3—5, битум БН-IV 15—20, пылевидный наполнитель 52—35.
Битумно-латекспые эмульсии кровельные представляют собой смесь битумной эмульсии, приготовленной на эмульгаторе асидол-мылонафте, едком натре и жидком стекле (табл. 35), латексов следующих видов: дивинилстирольных — СКС-30 ШХП, СКС-ЗОП (ГОСТ 10265—62), СКС-30 (ВТУ МХП ЛУ 49-56), СКС-30 ШР (ГОСТ 11808—66), СКС-50 ГП (ГОСТ 14053—68), СКС-50 ГПС (ВТУ 219— 59), СКС-65 ГП (ГОСТ 10564—63), хлоропренового марок Л-4 (ТУ 107-03-01-62), Л-7 (ВТУ ЛУ 109-61) и коагулятора — растворенного хлористого кальция концентрацией 5%. Коагулятор вводят в смесь битумной эмульсии и латекса в процессе производства работ.
Приготовление холодных мастик
Включает в себя операции получения и разогрева сплавов вяжущих или отдельных видов вяжущих и введения в них растворителей, наполнителей и других компонентов.
Сплавы битума и их разогрев ведут аналогично получению горячих битумных мастик. Порядок введения в них растворителей и наполнителей определяется видом мастики.
Технологический процесс приготовления битумных кровельных мастик включает в себя разогрев сплава битума до температуры 160—170 °С и введением в котел со сплавом смеси наполнителей с соляровым маслом или керосином небольшими порциями при постоянном перемешивании. Перемешивание продолжают до полного прекращения вспенивания и получения однородной массы.
При получении битумно-кукерсольных мастик смесь кукерсольного лака с наполнителями вводят в расплав битума при температуре сплава ПО—120°С. В приготовлении битумно-латексно-кукер-сольных мастик последней операцией является введение латекса в смесь сплава битума, лака и наполнителей при охлаждении их до 50—70 “С. После введения латекса мастику перемешивают до получения однородной массы.
Этиноль-битумную мастику приготовляют, растворяя куски битума размером 100—150 мм в лаке этиноль. Растворение завершается через I сут при периодической работе смесителя 1—1,5 ч в смену. Далее этиноль-битумная смесь поступает в другой смеситель для соединения с пылевидным наполнителем и асбестом путем перемешивания в течение 15—20 мин до получения однородной массы.
При применении битумов различных марок низкомарочный битум вводят в смеситель, заполненный лаком, после того как введен и растворился высокомарочный битум.
Получение битумно-латексных кровельных эмульсий заключается в приготовлений битумной эмульсии (см. § 2 настоящей главы) и смешении ее с латексом (при температуре эмульсии не выше +40X). Смешение ведут в емкостях, оборудованных мешалками, компоненты дозируют по объему.
Раствор коагулятора готовят в металлических емкостях. Приготовление сводится к получению 5%-ного водного раствора хлористого кальция, плотность которого определяют ареометром (она должна составлять 1,04).
Во время приготовления битумно-латесксной эмульсии и раствора коагулятора не допускается попадание последнего в готовую эмульсию и ее составляющие.
Битумно-наиритовые сплавы и эластим РБЛ готовят в соответствии с РСИ 154-69 Госстроя УССР в специальных цехах.
Приготовление БНК включает два технологических цикла:
- приготовление наиритового клея: весовая дозировка твердых составляющих паиритового клея, их вальцевание иа валках с вертикальными вальцами в течение 40 мин, растворение полученной наири-товой массы в толуоле (в смесителе СМ-400ТТ в течение 6 ч), фильтрация образующегося раствора панритового клея*;
- смешивание расплавленного битума при температуре не выше 85 °С с наиритовым клеем и толуолом в течение 2 ч в смесителе СМ-400ТТ. Наиритовый клей вводят в битум при постоянном перемешивании.
Мастику БКС приготовляют путем обезвоживания битума и смешивания его при температуре 80 °С с соляровым маслом. Далее смесь разогревают до 180 °С и в нее -1ерез загрузочное отверстие котла небольшими порциями вводят латекс. Каждую последнюю порцию латекса вводят после испарения воды от предыдущей. Температура смеси не должна превышать 160—170 °С. Рабочая температура ма-стпки составляет летом 30—70 °С, а зимой 90—100 °С.
Мастику изолит готовят, добавляя в затворитель цемент ВРЦ и тщательно перемешивая смесь в шпековом пневмосмесителе или вручную. Зятворитель приготовляют в битумоварочных котлах, вводя в битум разогретое до 150—160 °С зеленое масло. Далее смесь охлаждают до 70—80 “С и вводят в нее асидолмылонафт.
Холодная мастика изол может приготовляться в заводских условиях или на месте производства работ растворением горячей мастики. Приготовление холодной мастики на месте производства работ включает в себя разогрев горячей мастики изол или резиио-битумпых мастик в котел для приготовления мастик, подогрев растворителя до 50—60 °С и введение подогретого растворителя в горячую мастику небольшими порциями при постоянном перемешивании до получения однородного состава. Затем мастика охлаждается и разливается в тару или подается к месту производства работ.
Перевозка, хранение и испытание мастик
Горячие кровельные и кровельно-гидроизоляционные мастики с заводов-изготовителей к месту производства работ перевозят в твердом состоянии в метках или в виде брусков (МБКТ-85 и МБК-Г-100). На строительные объекты, расположенные вблизи мест централизованного приготовления мастик, их транспортируют разогретыми до температуры 180 °С в специальных автомашинах, оборудованных мешалками.
Хранение мастик должно производиться раздельно по маркам в закрытом помещении, защищенными от увлажнения и воздействия солнечных ‘лучей. При отборе пробы для испытаний от каждой партии, размер которой обычно устанавливают соглашением сторон, выделяют 2% [по не менее двух упаковочных мест (мешков или брусков)].
От каждого упаковочного места из разных мест отбирают пробу не менее 1,5 кг. Все отобранные таким образом пробы сплавляют при температуре 120—130 °С и тщательно перемешивают. Полученный сплав делят на две части массой не менее 750 г каждая, одну из которых испытывают, а другую храпят в закрытой посуде в сухом помещении для контрольных испытаний.
Холодные кровельные битумные мастики перевозят в закрытой таре или котлах с крышкой, если они изготовляются непосредственно на месте производства строительных работ. Тара для хранения и транспортирования должна иметь усеченную форму и плотно закрываться крышкой. Наполнять тару допускается не более чем на 3U ее объема. Для контрольных испытаний отбирают одну пробу на каждую тонну мастики. Проба должна иметь массу 1 кг и отбираться от смешанных пяти проб, взятых из различных емкостей.
Этиполь-битумную холодную мастику перевозят и хранят в герметически закрытых металлических емкостях при температуре не выше 30 °С вдали от огня. Срок хранения мастики в закрытой таре без потери рабочей вязкости 7—8 месяцев. Для контрольных испытаний отбирают пробу мастики не менее 2 л. Перед взятием пробы мастику тщательно перемешивают и для каждого вида испытаний изготовляют 3—5 образцов.
Битумно-наиритовый сплав перевозят в закрытых бидонах объемом 50—100 л, к каждому из которых прикрепляют бирку с указанием наименования предприятия-поставщика и содержащейся композиции, номера и массы партии, даты изготовления.
БНК следует хранить в неотапливаемых складах или под навесом, защищенным от действия солнечных лучей. Срок хранения в герметически закрытой таре 3—4 месяца. В пределах участка производства гидроизоляционных работ БНК допускается перенозпть только Б заводской упаковке. При перевозке, хранении и применения в дело следует учитывать, что БНК относится к категории токсичных, взрывоопасных и огнеопасных материалов. Взрывоопасная концентрация паров толуола (растворителя БНК) в смеси с воздухом составляет 1 3—С,8°/о, а предельно допустимая концентрация в воздухе 0,05 мг/л.
Предприятие-поставщик обязано гарантировать соответствие качества БНК предъявляемым к нему требованиям. При контрольной проверке пробу отбирают из 5—6 мест данной партии в количестве 2,5—3 кг.
Кровельные и кровельно-изоляционные битумные и этиноль-битумные мастики испытывают с целью установления их соответствия предъявляемым им требованиям по темиературоустойчивости, гибкости и склеивающей способности.
Температуроустойчивость мастик оценивают температурой в L, при которой мастика, нанесенная слоен толщиной примерно 2 мм (из расчета 10 г) между двумя образцами беспокровных рулонных материалов размером 5Х’О см, не вытекает в течение а ч при хранении в термостате с уклоном 100% (угол 45°) при температуре, предусмотренной ГОСТом (см. табл. 38, 42, 46).
При испытании горячих битумных мастик их наносят между слоями пергамина, а при испытании горячих дегтевых и гудрокамовых — между слоями беспокровного толя. При испытании холодных мастик используют покровные материалы, очищенные от минеральной посыпки. Время затвердевания мастик до установки образцов в термостат должно соответствовать требованиям ГОСТа (см. табл. 47).
Битумно-наиритовый сплав (БНК) испытывают с учетом следующих особенностей. При определении температуроустойчивости мастику наносят на бетонные пластинки размером 15X6 см иа площади 5X5 см слоем 2 мм. Пластинки выдерживают вертикально в течение 7 ч при температуре 70° С. Покрытие не должно сползать.
При определении адгезии покрытие наносят на бетонные пластинки размером 50X30 мм на участках размером в плане 20X30 мм. Пластинки склеивают внахлестку, выдерживают 3 сут и испытывают на разрывной машине. Если разрыв образцов при сдвиге произойдет по слою битумно-наиритовой гидроизоляции и при этом ие будет наблюдаться отслаивания ее от поверхности, то адгезия гидроизоляции хорошая. Численное значение адгезии определяют отношением разрывного усилия к площади склеивания. Относительное удлинение определяют по ГОСТ 260—41.
Гибкость мастик оценивают путем изгибания по окружности стержня заданного диаметра при установленной ГОСТом температуре (см. табл. 38, 46) образца пергамина или толя беспокровного размером 5ХЮ см, покрытого горячей мастикой слоем толщиной около 2 мм (из расчета 10 г на образец).
При изгибании на слое мастики не должно возникать трещин. При испытании холодных мастик используют покровные материалы, очищенные от минеральной посыпки, а при испытании этииоль-битумной мастики — металлическую пластинку толщиной 0,2—0,3 мм.
Склеивающую способность горячих мастик оценивают, расщепляя два склеенных куска пергамина или беспокровного толя (расщепление должно происходить по материалу) или разрывая две склеенные полоски пергамина или беспокровного толя (разрыв должен происходить по материалу).
При оценке склеивающей способности путем расщепления склеивают образцы 10X5 см по площади 8X5 см, а при оценке путем разрывания — образцы 14X5 см по площади 6X5 см. После нанесения мастики склеиваемые образцы спрессовывают грузом массой 1 кг в течение 2 ч и охлаждают до температуры испытаний 18±2°С
ГОСТ 31738-2012 Смеси битумные для дорожных покрытий. Определение содержания воды и летучих компонентов
Текст ГОСТ 31738-2012 Смеси битумные для дорожных покрытий. Определение содержания воды и летучих компонентов
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION. METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
Определение содержания воды и летучих компонентов
Издание официальное
Москва
Стандарт информ 2014
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения. обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС). Техническим комитетом по стандартизации ТК 160 «Продукция нефтехимического комплекса» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 1 октября 2012 г. Не 51-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по мк (исо 3iee> 004-97 |
Код страны по МК <ИСО Лвв) 004-97 |
Сокращенное наиыеноеание национального органа по стандартизации |
Азербайджан |
А2 |
Аэстандарт |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения! |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
К Z |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдове |
МО |
Молдоаа-Ствндврт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
и Z |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2012 г. No 891-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31738—2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.
5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM О 1461—85(2006) Standard test method for moisture or volatile distillates in bituminous paving mixtures (Стандартный метод определения воды и летучих дистиллятов в битуминозных смесях для дорожных покрытий).
Стандарт разработан подкомитетом D04.25 по анализу битумных смесей Технического комитета 004 по материалам для дорожного покрытия Американского общества по испытаниям и материалам (ASTM).
Официальные экземпляры стандарта ASTM, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, стандарты ASTM, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5—2001 (подраздел 3.6).
В разделе «Нормативные ссылки» ссылки на стандарты ASTM актуализированы.
Перевод с английского языка (ел).
Степень соответствия — идентичная (ЮТ)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ. 2014
8 Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
in
Содержание
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СМЕСИ БИТУМНЫЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ Определение содержания воды и летучих компонентов
Bituminous paving mixtures. Determination of water and volatiles content
Дата введения — 2014—07—01
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения воды и летучих компонентов в битум* кых смесях для дорожных покрытий.
1.2 Значения, выраженные в единицах СИ. следует считать стандартными. Значения, указанные в скобках, являются справочными.
1.3 Настоящий стандарт не рассматривает всех проблем безопасности, связанных с его применением. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за обеспечение соблюдения техники безопасности, охрану здоровья и определение границ применимости стандарта до начала его применения.
2 Нормативные ссылки
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы1*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа.
ASTM О 244—2009 Test methods and practices for emulsified asphalts (Методы испытаний и практические руководства по исследованию битумных эмульсий)
ASTM О 979/D979M—2011 Practiceforsamplingbituminouspavingmixtures(npaKTh5ecKoepyKoeo-дство по отбору проб битумных смесей для дорожных покрытий)
3 Значение и применение метода
3.1 Настоящий метод испытания предназначен для определения содержания воды и/или летучих нефтяных компонентов в битумных смесях для дорожных покрытий.
4 Аппаратура
4.1 Металлический сосуд для перегонки — вертикальный цилиндрический сосуд, аналогичный применяемому в методе no ASTM D 244. с плоским фланцем, плотно закрываемый сверху крышкой при помощи скобы крепления. Крышка должна быть металлической, предпочтительно из меди или латуни, и
11 Ссыпки на стандарты ASTM можно уточнить на сайте ASTM website, или в службе поддержки клиентов ASTM . в также а информационном томе ежегодного сборнике стандартов ASTM (Website standard’s Document Summary).
Издание официальное
должна быть оснащена трубкой внутренним диаметром 25.4 мм (1 дюйм) для облегченияусгановки уста* новленного узла лоеушка/холодильник.
4.2 Холодильник со стеклянной трубкой и лротиеоточным водяным охлаждением, с кожухом дли* ной не менее 400 мм (15 3/4 дюйма), наружным диаметром внутренней трубки от 9.5 до 12,7 мм (3/6—V2 дюйма). Конец холодильника, вставляемый в ловушку, должен быть отшлифован под углом 30° относительно вертикальной оси холодильника. Для смесей, содержащих легколетучие растворители, может потребоваться присоединение второго водоохлаждаемого холодильника с аналогичными раз* мерами.
4.3 Ловушка иэзакалвнного стекла одного наследующих типов взависимостиотвида испытания.
4.3.1 Для определения содержания воды в битумных смесях для дорожных покрытий используют
стеклянную ловушку вместимостью 10 или 25 мл. Ловушка должна иметь шкалус ценой деления 0.1 мл и максимальной погрешностью ±0,05 мл в диапазоне до 1 мл и ценой деления 0.2 мл с максимальной погрешностью ±0.1 мл в диапазоне более 1 мл. как указано в таблице 1 и показано на рисунках 1—4. Для соединения конусообразного или сферического конца ловушки с металлическим сосудом для перегонки требуются переходники.
Таблица 1 — Описание и размеры ловушек
Тип |
Описание |
Рису нок |
вмести мость поаушки. мл |
Диапазон измерения. мл |
Цена деления. мл |
Погрешность шкалы, мл. не более | ||
верхняя часть традуироааимой трубки |
градуирован* ной трубы |
Нижняя часть пароотводной трубки | ||||||
А |
Конический шлиф |
Коническая |
Конический шлиф |
1 |
ю |
0—1.0 1.0—10.0 |
г ем о о |
0.05 0.1 |
6 |
Сферический шлиф |
Коническая |
Сферический шлиф |
2 |
2S |
0—1.0 1.0—2S.0 |
0.1 0.2 |
0.05 0.1 |
С |
Конический шлиф |
Коническая |
Гладкий шлиф |
3 | ||||
0 |
Гладкий шлиф |
Коническая |
Гладкий шлиф |
4 |
«а±б
лщьг.ыы
J — конус 24/40. 2 — наружный диаметр приблизительно 20 мм, 3 — конус 24/40
Рисунок 1 — Ловушки (тип А)
} — юнус 35/25:2 — наружный диаметр приблизительно 29 ын: 3— наружный диаметр б— 7 мм. 4 — сферическое соединение 35/20
Рисунок 2 — Ловушки (тип 8)
t — конус 24/40; 2 наружный диаметр приблизительно 29 мм. 3 — оплавлено Рисунок 3 — Ловушки (тип С)
leasts
Рисунок 4 — Ловушки (тип О)
гав* а
4.3.2 Для определения летучих компонентов в битумных материалах размеры ловушки должны соответствовать указанным на рисунке 5.
1 — конус 24/40:2 — углубление на 5— 7 мм: 3 — наружный диаыетр21 — 23 нм; 4 — внутренний диаметр приблизительно 3.5 мы. наружный диаметр приблизительно 6.0 мм. S — наружный лиаыетр 7—б мы: 6 — наружный диаметр 13—16 мм. 7 — конус 24/40: 8 — холодильник Либиха: б — переходник для конусного или сферического соединения ловушки: 10 — металлический сосуд для
перегонки: 11 — кольцевая горелка
Рисунок 5 — Установке для определения летучих фракций битумных материалов
4.4 Растворитель
Для большинства битумных материалов использование ароматических растворителей является предпочтительным, поскольку данные растворители обладают высокой растворяющей и диспергирующей способностью. Рекомендуется использовать ксилол или смесь, состоящую из 20 % толуола и 80 % ксилола. Для битумов и аналогичных нефтепродуктов используют нефтяной дистиллят. 5 % которого
S
выкипает при температуре от 90 вС до 100 *С (194 *F—212 *F). 90 % — при температуре ниже 210 вС (410 *F). Для смолы, пека и аналогичных материалов используют ароматический растворитель.
4.5 Устройство для нагревания — любой источник нагревания, обеспечивающий поддержание скорости дистилляции от 85 до 95 капель в минуту.
5 Отбор проб
5.1 Отбор проб проводят в соответствии с ASTM D 979.
5.2 Проба материала должна бытьпредставительной, ее количество должно обеспечитьэаполне-ние контейнера. Для двух повторных испытаний пригодным является жестяной контейнер с притертой горловиной вместимостью 1.9 л (1/2 галлона).
6 Подготовка пробы
8.1 Пробу тщательно перемешивают и отбирают навеску в количестве, необходимом для получе-ния результата определения процентного содержания воды или летучих компонентов в пределах вместимости отградуированной ловушки. Оставшуюся часть хранят в плотно укупоренном контейнере. Масса пробы для обычных смесей должна быть не менее 500 г. Пробу тщательно размельчают для удаления крупных кусков и помещают в сосуд для перегонки.
7 Метод определения содержания воды
7.1 После помещения пробы в сосуд для перегонки добавляют 200 мл растворителя и быстро перемешивают пробу.
7.2 Собирают установку, как показано на рисунке 6. выбирая ловушку в соответствии с предполагаемым содержанием воды в пробе, обеспечивая герметичность всех соединений для предотвращения пропускания пара или жидкости. Между корпусом сосуда для перегонки и крышкой помещают прокладку из плотной бумаги, смоченной водой. Трубка холодильника и ловушка должны быть химически чистыми для обеспечения свободного стекания воды в нижнюю часть ловушки. В верхний конец холодильника вставляют ватный тампон для предотвращения конденсации атмосферной влаги. Обеспечивают циркуляцию холодной воды через рубашку холодильника.
7.3 Нагревают таким образом, чтобы обеспечить конденсацию по истечении 5—10 мин после начала нагревания и скорость стекания конденсата в ловушку 45—95 капель в минуту. Перегонку продолжают до тех пор. пока при трех последовательных определениях с 15-минутным интервалом количество конденсируемой воды по шкале ловушки остается на одном уровне, за исключением случая, когда перегонка длится более 1.5 ч.
7.4 После охлаждения содержимого ловушки до комнатной температуры определяют значение объема воды в ловушкесточ ностью до ближайшего деления шкалы. Записывают объеми рассчитывают процентное содержание по массе согласно 9.1.
8 Метод определения летучих компонентов
t — масштаб приблизительный; 2 — холодильник: 3 — лоеушка: 4 — металлический сосуд для перегонки:
5 — кольцевая горелка
Примечание — Внутренний диаметр ловушки 15—16 мм.
Рисунок 6 — Типичная сборка с металлическим перегонным аппаратом
8.1 После помещения пробы е сосуд для перегонки добавляют 350 мл воды и 3 г карбоната натрия (Na2C03) ибыстро перемешивают. Сосуд для перегонки плотно закрывают крышкой и соединяют ловуш-и холодильнике соответствии с 7.2. смачивая при этом прокладку растворителем и используя ловуш* , указанную в 4.3.2.
8.2 Нагревают таким образом, чтобы обеспечить конденсацию воды и растворителя по истечении 5—10 мин после начала нагревания и скорость отекания конденсата в ловушку 85—95 капель в минуту. Если в пробе содержится большое количество легколетучего растворителя, для предотвращения его потерь необходимо присоединить второй холодильник с водяным охлаждением или снизить скорость перегонки.
8.3 Перегонку продолжают до тех пор. пока при трех последовательных определениях с 15-минутным интервалом количество конденсируемого растворителя по шкале ловушки остается на одном уровне. Затем убирают нагревательное устройство и охлаждают содержимое ловушки до комнатной температуры. Для отделения растворителя ловушку выдерживают в течение не менее 0.5 ч.
8.4 Записывают объем растворителя в ловушкесточностью доближайшего деления шкалы и рас-считыеаютего процентное содержание по массе в соотввтствиис 9.2. Для расчета используют значение относительной плотности растворителя при 25 вС (77 eF).
9 Расчеты
9.1 Содержание воды рассчитывают по формуле
вода. % = оСьем 80ДЫ в лоеушке m мессе пробы
9.2 Содержание летучих компонентов рассчитывают по формуле
Растворитель % “ растворителя в ловушке ({относительная плотность растворителя при 25 ’С)
массе пробы
(2)
10 Протокол испытания
10.1 В протокол испытания записывают содержание воды, как процентное содержание воды по массе в соответствии с 9.1.
10.2 В протокол испытания записывают содержание летучих компонентов, как процентное содержание растворителя в соответствии с 9.2.
Примечание — Относительную плотность растворителя определяют, исходя из его типа или значений а диапазоне от 0.65 до 0.90 для летучих компонентов, полученных при максимальной температуре.
11 Прецизионность метода
11.1 Прецизионность определения содержания воды
Для оценки приемлемости результатов испытаний (с доверительной вероятностью 95 %) при использовании ловушек вместимостью 10 и 25 мл необходимо использовать следующие критерии:
11.1.1 Повторяемость
Результаты двух параллельных определений содержания воды, полученные одним и тем же оператором. признаются достоверными, если расхождение между ними не превышает указанные ниже значения:
Собранная вода, мл Расхождение
0—1,0 0,1 мл
1.1— 25 0.1 мл или 2 % от среднего значения в зависимости
от того, что больше
11.1.2 Воспроизводимость
Результаты, полученные в каждой из двух лабораторий, следует считать достоверными, если расхождение между ними не превышает указанные ниже значения:
Собранная вода, мл Расхождение
0—1.0 0.2 мл
1.1— 25 0.2 мл или 10 % от среднего значения в зависимости
от того, что больше
11.2 Прецизионность определения летучих компонентов
Приведенные показатели прецизионности, полученные в результате статистической обработки результатов межлабораторных испытаний, являются следующими:
11.2.1 Повторяемость
Результаты двух параллельных определений содержания летучих компонентов, полученные одним и тем же оператором, признаются достоверными, если они отличаются не более чем на 0.6 % по объему.
11.2.2 Воспроизводимость
Результаты, полученные в каждой из двух лабораторий, признаются достоверными, если они отличаются не более чем на 1.4 % по объему.
УДК 665.6.033:006.354 МКС 75.080 ЮТ
Ключевые слова: битумные смеси, дорожные покрытия, определение содержания воды и летучих ком* понентов
Технический редактор £.в. Беспрозвэмная Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка О .Л Черепковой
Слано в набор 27.06.2014. Подписано а печать 30.07.2014. Формат 60*64 Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1.66. Уч.-нэд. л. 1.35. Тираж 67 экэ. Зак. 2794.
Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 12399S Москва. Гранатный пар.. 4.
Битумная эмульсия: назначение, виды и состав
Битумную эмульсию начали производить в России совсем недавно, пару лет назад. Толчок к нововведению дали тенденции европейского рынка и спрос недорогих материалов на отечественном рынке.
Содержание статьи
Состав битумной эмульсии
Перед покупкой битумной эмульсии стоит узнать, что это за материал, из чего производится и какие свойства имеет. Битумная эмульсия – это дисперсионная смесь, состоящая из воды, битума и эмульгатора. Эмульгатор служит стабилизатором эмульсии, делает более стабильной. Битум же служит дисперсионной средой или фазой в веществе. При использовании битума как фазы, эмульсия считается прямой, а при использовании как среды – обратной. От эмульгатора зависит тип битумной эмульсии.
Битумная эмульсия хранится и транспортируется в большом объеме без реакций, а при прикосновении к обрабатываемым материалам схватывается. При намазывании на контактирующую поверхность смесь распадается на битум с водой. При правильном применении эмульсия образует неразрывную пленку из битума, которая и выполняет функцию влагозащиты.
Виды эмульсий из битума
Битумные эмульсии, предназначенные для разных задач, имеют разницу в скорости распада. Данный параметр напрямую зависит от объема и качеств эмульгатора, входящего в состав смеси. Также на скорость распада влияют нагрев воздуха и влага. Данный параметр называется индексом распада, который характеризует плотность эмульсии.
По индексу распада различают такие виды эмульсии:
- Быстрораспадающаяся. Смесь распадается непосредственно после прикосновения к каменной поверхности.
- Среднераспадающаяся. Смесь распадается после перемешивания с субстратом из камня.
- Медленнораспадающаяся. Смесь распадается после перемешивания с субстратом из камня, имеющего большую площадь поверхности. Данные смеси также называются сверхстабильными.
По составу эмульгатора различают такие виды эмульсии:
- Анионные. В составе смеси содержатся анионоактивные вещества.
- Катионные. В составе смеси содержатся катионоактивные вещества.
- Неионные. В составе смеси содержатся неионогенные вещества.
- Пасты. В составе смеси содержатся минеральные вещества.
Битумные гидроизоляционные эмульсии различаются и по заряду частиц вещества. Например, анионные эмульсии имеют отрицательно заряженные частицы. При использовании таких смесей возникают сложности, потому что почти все наполнительные материалы имеют тоже отрицательно заряженные частицы. Как известно, одноименные заряды отталкиваются, что понижает эффективность данной смеси.
Именно поэтому разработаны катионные битумные гидроизоляционные эмульсии, в смеси которых присутствуют частицы, заряженные положительно. Поэтому катионные влагозащитные эмульсии совместимы с наибольшим количеством наполнителей.
Где применяется битумная влагозащитная эмульсия?
Битумная влагозащитная эмульсия считается современным технологичным решением и имеет много возможностей. Выделим несколько направлений, где применяется эмульсия:
- Кровли, закрываемые материалом из рулонов.
- Обустройство кровли со сложной геометрией
- Обустройство кровли с пожароопасными элементами.
- В качестве гидроизоляции сооружений, углубленных в землю.
Битумная влагозащитная эмульсия позволяет проводить гидроизолирующие мероприятия внутри сооружений. Достигается это из-за абсолютно безопасного для самочувствия человека состава смеси.
Как наносить битумную влагозащитную эмульсию?
Нанесение битумной влагозащитной эмульсии предполагает необходимые знания, вот некоторые их них:
- Перед выкладыванием битумной смеси подложку необходимо очистить от грязи и избавиться от старого покрытия. Трещины и сколы больше 3 миллиметров толщиной нужно заполнить грунтовкой и выровнять. При наличии острых углов, следует загладить выступы, затем обезжирить растворителем.
- Поверхность следует также загрунтовать праймером для битумной влагозащитной эмульсии. Распределяется праймер кистью, либо валиком. Средство не воздействует разрушающе на подложку, не имеет в составе растворителей. Праймер быстро сохнет, поэтому уже через час можно продолжить влагоизоляционные работы.
- Битумную влагозащитную эмульсию удобно распределять валиком, либо кистью. Сначала наносится один слой, через пять часов можно наносить второй.
- Когда гидроизоляционный слой полностью высохнет, можно продолжить отделочные работы.
Плюсы битумной эмульсии
У битумной эмульсии немало плюсов, позволяющих выбирать данное средство из разнообразия изоляций. Рассмотрим основные:
- Битумная эмульсия соответствует нормативам в производстве.
- Безопасна с точки зрения экологии.
- Экономически выгодна по отношению к конкурентам.
- Эффективно защищает от влаги сооружения.
- Пожаробезопасна при эксплуатации.
Если нет опыта в этой сфере, то лучше за помощью обратиться за квалифицированной помощью, в этом случае вы сэкономите не только время на монтаж, но материальные средства на возможные переделки.
Качественные характеристики битумных смесей — информационная статья от Битумные Технологии
Основополагающими параметрами, влияющими на качественные характеристики битумов, являются:
- вязкость;
- растяжимость;
- температура вспышки;
- размягчение.
Вязкость (твердость, пенетрация) характеризует структурно-механические свойства материала. Зависит от температурных показателей.
Вязкость увеличивается при действии низкой температуры. Внешне это выражается в затвердевании смеси. И наоборот, при воздействии высоких температур происходит уменьшение твердости битума. Состав приобретает свойства густой жидкости. Благодаря этому материал может использоваться в качестве связующего между другими компонентами.
Растяжимость или дуктильность — способность битумной смеси под воздействием силы растяжения вытягиваться в тонкие нити. Параметр определяется специальным прибором — дуктилометром. Процесс производится при +25°C, образец вытягивается в виде восьмерки до разрыва. Дуктильность определяет пластичность вязких смесей. Наиболее пластичными являются составы с высоким содержанием смол, средним содержание масел и асфальтенов, незначительным — карбенов и карбоидов.
Температура вспышки — показатель значимый для установления технологических параметров при действиях с битумом. Определяется с помощью специализированного агрегата. За данную величину принимается температурное значение, показанное термометром при возникновении синего языка пламени над частью или всем образцом, с выделением паров вяжущих соединений.
Значение вспышки показывает степень огнеопасности эмульсии при разогреве в соответствующих емкостях. Температурный минимум воспламенения, когда пламя горит не менее пяти секунд, лежит на отметке между 300°C и 368°C.
Показатель размягчения — устанавливает величину подвижности. Битумные составы обладают аморфной кристаллической структурой, поэтому у них отсутствует точный индекс плавления. Однако они имеют значительные интервалы размягчения, когда материал из твердого состояния переходит в жидкое. Этот параметр очень важен для строительства. По достижению данного значения битум теряет некоторые значимые вяжущие свойства. Поэтому во избежание аварий и разрушений значение должно быть выше планируемой температуры эксплуатации возводимых конструкций.
Также разные марки стройматериала обладают различной теплостойкостью.
На холоде смеси становятся хрупкими. Степень хрупкости — это та температура, при которой образуется трещина на слое битума. Высококачественные составы имеют низкие температуры хрупкости.
Другие полезные эксплуатационные качества
Битумные эмульсии обладают гидрофобными свойствами. Для них характерна плотная структура, крайне низкая пористость, морозостойкость, водонепроницаемость.
Битумы стойки к действию большинства неорганических веществ. Однако могут растворяться органическими растворителями. Поэтому они широко применяются для производства лакокрасочных материалов.
Благодаря отличной вязкости при размягчении смеси хорошо сцепляются с другими материалами: деревом, камнем, резиной и полимерами.
Для получения консультации о деятельности нашей компании и предоставляемых услугах можно воспользоваться формой обратной связи: обратиться по одному из указанных телефонных номеров в разделе контакты или написать нам на электронную почту.
Поделиться в социальных сетях:
Производство битума и битумных смесей (рассказ поставщика)
Искусственный битум получают из отходов нефтяных продуктов и каменного угля, состав которого напоминает его природный аналог. Этот строительный материал обладает уникальными свойствами, поэтому широко востребован во многих отраслях. В результате нагревания он приобретает тягучесть, а при охлаждении превращается в твердую монолитную структуру с входящими в его состав наполнителями. Вещество отличается высокой гидрофобностью, что позволяет использовать его в качестве гидроизоляции.
Настоящий материал подготовлен при содействии компании Яхонт, специализирующейся на поставке данной категории товаров на российском рынке.
Как делают битум
Существуют следующие способы производства битума:
- Концентрирование остатков нефти, которые перегоняются в вакууме. В результате образуются остаточные битумы. Для этого используется сырье с содержанием большого количества асфальтосмолистых веществ, входящих в состав высокосмолистой сернистой нефти.
- Окисление воздуха кислородом и получение окисленных битумов. Нефтяные остатки и их композиции окисляются при температуре 180-300 градусов, что приводит к значительному увеличению асфальтосмолистых веществ, наиболее желательных в составе битума.
- Смешение остаточных, окисленных битумов, дистиллятов и нефтяных остатков. Окисленные битумы отличаются термостабильностью и эластичностью, а остаточные – представляют собой мягкий легкоплавкий продукт.
В России выпускаются разнообразные битумные смеси, существенная доля которых имеет дорожное предназначение. Они незаменимы при ремонте дорог и изготовлении дорожных полотен, используются при проведении кровельных работ, обеспечивая герметичность и влагостойкость покрытия. Битумная смесь применяется в производстве лакокрасочных материалов, способствуя отличной фиксации средства на обрабатываемой поверхности. Прокладка трубопроводов также не обходится без битума, так как он защищает трубы от влаги и оберегает их от излишней сырости. Он необходим при возведении построек, поскольку является отличным материалом для гидроизоляции фундаментов и бетонных перекрытий, используется при подготовке поверхностей к проведению кровельных работ.
Производители битума в России в зависимости от характеристик исходного сырья используют различное промышленное оборудование: печи, котлы, другие устройства. Сегодня в стране выпускаются битумные смеси любого предназначения и постоянно наращиваются их объемы. Дешевизна и широкий спектр применения обеспечивает на них возрастающий спрос.
Компания Яхонт имеет долгосрочные договорные отношения с крупными нефтяными компаниями (ОАО “Газпром нефть”, ОАО “НК “Роснефть”, ОАО “АНК “Башнефть” и пр.), которые позволяют нам поставлять любые нефтепродукты в любой регион страны. Мы занимаемся поставками светлых нефтепродуктов (бензины, дизельное топливо, керосины, печное топливо и т.п.), темных (битумы, мазуты, масла) и продуктов нефтехимии.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Битум – это чрезвычайно сложное вещество, которое состоит из смеси различных органических соединений с углеводородами разной степени конгломерации. Получается он из тех веществ, которые не выкипают в процессе перегонки сырой нефти. Другими словами, можно сказать, что битум – это самая тяжелая нефтяная фракция. В химический состав битума входят различные смолы, асфальтены и прочие нефтяные масла, которые отличаются очень тяжелой молекулярной структурой. Первая группа компонентов обеспечивает битумным смесям чрезвычайно хорошие показатели твердости, вторая – эластичность и цементирующие свойства, третья хорошо выполняет роль разжижителя для первых двух компонентов. В России производиться довольно много битумных смесей, причем подавляющее их большинство приходится на дорожные марки битума. Около семидесяти процентов всех битумов, выпускаемых у нас в стране, имеют дорожное предназначение. Пятая часть от общего объема (двадцать процентов) – это кровельные битумы, а оставшиеся десять процентов приходится на все остальные марки. Самой важной технической и эксплуатационной характеристикой битумных смесей является из дуктильность. То есть возможность, во время растягивания, превращаться в нить, какой-либо протяженности. Дуктильность измеряется в заводских лабораторных условиях следующим образом. Берется определённый, стандартный по размерам, образец битума, той, или иной марки, и затем растягивается в нить, вплоть до её разрыва. Толщина нити в момент разрыва и будет определять дуктильность. Следующий важный показатель, которому должна соответствовать битумная смесь – это пенетрация. Данная характеристика показывает вязкость битумной смеси, которая определяется следующим образом. Стальная игла, с давлением в сто граммов на квадратный сантиметр воздействует на образец в течение пяти секунд. Глубина проникновения иглы и есть показатель пенетрации. Также, очень важными для производства и эксплуатации битумных покрытий являются его показатели плотности, температуры размягчения и температуры вспышки. Для ремонта и сооружения новых автомобильной дороги и путей сообщения используется битум нефтяной дорожный (БНД 60/90, 90/130, БНДУ -100/130, БВ 50/70). Кроме того, данные сорта битума используются на асфальтобетонных предприятиях, для изготовления асфальтобетона. Содержание битума в смесях и асфальтобетонах в соответствии с ГОСТ 9128-97, %
По своей сути – асфальтобетон, это строительный материал, который представляет собой уплотненную взвесь из щебня, песка, битума и минерального порошка. Перед тем как смешать составные части асфальтобетона – они предварительно разогреваются до температур в сто-сто шестьдесят градусов Цельсия. После чего – подаются в специальную машину «миксер», где под воздействием высоких температур смесь спекается, и становиться однородной. Асфальтобетонные покрытия используются в гражданском дорожном строительстве, для сооружения эксплуатируемых кровельных покрытий и в гидротехнической инженерии. Кроме того, из асфальтобетона делают покрытия для взлетно-посадочных полос в аэропортах и на аэродромах. В зависимости от того, какие предполагаются эксплуатационное нагрузки на покрытие, изготовленные из асфальтобетона, а также принимая во внимание климат, в котором оно располагается, к нему выдвигаются соответствующие требования. Они касаются, преимущественно, сдвигоустойчивости покрытия, его водостойкости, прочности и плотности. Для того чтобы изготовить асфальтобетон применяются специальные фракционированные минеральные породы и битумные смеси. Все компоненты, должны строго соответствовать производственным стандартам, которые устанавливаются государственными нормативными актами. В последнее время, на рынке битумных и асфальтобетонных смесей, приобретает большую популярность современные разновидности классического асфальтобетона, «горячего» типа. К ним можно отнести литой асфальтобетон и щебеночно-мастичный. В соответствии, с установленными государственными стандартами, которые определяют главные параметры различных конструкционных асфальтобетонных смесей, их можно разделить на несколько видов. Разделение проводиться по критерию минерального наполнителя, который используется в рецептуре изготовления. Таким образом бывают гравийные, песчаные и щебеночные асфальтобетоны. Также, существует критерий, по которому разделяют смеси в зависимости от типа, битума, который в них применяется, его вязкости и температуры. Таким образом можно выделить:
Однако это тоже ещё не конец классификации. Холодные смеси, можно разделить на несколько типов, зависимо то того, зерна какого наибольшего размера, присутствуют в наполняющем веществе. Таким образом, к крупнозернистым холодным смесям относят те асфальтобетоны, в которых размер зерен достигает сорока миллиметров. Мелкозернистые смести – с размеров среднего зерна в двадцать миллиметров. Существуют также песчаные смеси, которые применяются для самых качественных покрытий, в них, наибольший размер зерна не превышает пяти миллиметров. Горячие смеси также, можно разделить на песчаные, мелкозернистые и крупнозернистые, по тому же принципу, что и холодный асфальтобетон. Также существует классификация, которая опирается на величины остаточной пористости, образовывающейся в смеси. Горячие асфальтобетонные смеси делятся на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. Показатели остаточной пористости высокопористых смесей находятся на уровне десяти-восемнадцати процентов, пористые асфальтобетонные смеси имеют около пяти-десяти процентов. У плотных асфальтобетонных смесей остаточная пористость значительно ниже – около двух с половиной – пяти процентов. Наименьшим показателем остаточной пористости обладают высокоплотные марки асфальтобетонных смесей, у которых она находится на уровне одного-двух процентов. Холодные смеси дифференцированы по такому показателю и имеют остаточную пористость в шесть-десять процентов. Гравийные и щебневые смеси асфальтобетон разделяются на большое количество разнообразных типов, в зависимости от содержания битума, процента содержания минеральных смесей в общей массе и большому количеству других характеристик. Битум кровельный – это специальный пропиточный и покровный материал, который используется при производстве кровельных материалов. В зависимости от того, для каких целей он будет применяться – используются несколько видов жидких битумных составов разной степени плотности. Битум строительный — используется во время разнообразных гидротехнических строительных и инженерных работ. Битум изоляционный — предназначен для обеспечения гидроизоляции трубопроводов и прочих инженерных коммуникаций. Такая смесь имеет хорошую водоустойчивость, обеспечивает теплоизоляцию. Вместе с тем она пластична и имеет хорошую адгезивность к металлам, что значительно облегчает монтажные работы с использованием этих материалов. Также смотрите: |