Неоклассика картины – история стиля, фото работ, особенности и яркие представители неоклассицизма — Жак-Луи Давид, Ангелика Кауфман, Антон Рафаэль Менгс и другие

история стиля, фото работ, особенности и яркие представители неоклассицизма — Жак-Луи Давид, Ангелика Кауфман, Антон Рафаэль Менгс и другие

Что такое неоклассицизм? Представьте себе, однозначно на этот вопрос ответить не получится. Дело в том, что существует два искусствоведческих подхода к определению термина «неоклассицизм». В мировом искусствоведении под этим словом понимают стиль, определивший эстетические вкусы в конце XVIII — начале XIX века, то есть эпоху Антона Рафаэля Менгса (Anton Raphael Mengs), Ансельма Фейербаха (Anselm von Feuerbach) и Жак-Луи Давида (Jacques-Louis David). А в отечественной науке термин применяется к художественному течению конца XIX — начала ХХ века, причём к художникам-неоклассицистам относят довольно широкий круг живописцев — от последователей прерафаэлитов до Петрова-Водкина.

Почему так произошло с неоклассицизмом? Возможно, это связано с поздним приходом классицистических веяний в Россию. Классицизм начал развиваться в Российской империи во второй половине XVIII столетия, когда во Франции уже царствовало изящное рококо, сменившееся неоклассицистическим трендом. В результате, так называемый русский классицизм соответствует по времени европейскому неоклассицизму, и, с точки зрения мирового искусствоведения, является его частью. Но в России установилась традиция называть этот период просто классицизмом, что было отчасти перенесено и на европейское искусство.

А неоклассицистами в России стали именовать художников последней трети XIX и начала XX веков, которые работали с опорой на античные традиции — например, неоидеалистов. Кстати, похожий подход наблюдается и в Германии, где национальные живописцы-классицисты тоже появились сравнительно поздно.

Вот так и возникла терминологическая путаница. Попытки её устранить, разумеется, были, но пока разночтения сохраняются. Что делать? Возможно, по отношению к концу XIX и XX столетиям лучше использовать другой термин — неоклассика. Ну и просто учитывать сосуществование двух подходов и уточнять, что именно имеется в виду.

Вторая волна классицизма в Европе

Итак, давайте обратимся к так называемой второй волне классицистической эстетики, нахлынувшей на Европу в конце XVIII столетия. Первую к середине XVIII века сменила рокайльная живопись — утончённая, изящная, витиеватая и легковесная. Но уже в 1760-х годах начинается критика рококо. Намечается возврат к строгости форм и драматичности содержания.

Параллельно, благодаря раскопкам в Помпеях и Геркулануме, ярко вспыхивает интерес к античности. Живописцы знакомятся с фресками и другими образцами древнего искусства.

Большой вклад в развитие обновлёно-классицистической эстетики внёс немецкий археолог Иоганн Винкельман (Johann Joachim Winckelmann) со своими многотомными «Древностями Геркуланума» и работой, посвящённой древнеримскому искусству. Она призывала мастеров к «подражанию древним» в поисках высоких художественных идеалов.

В этом, пожалуй, главное отличие неоклассицистов от предшественников. Если художники-классицисты опирались на наследие Возрождения, то живописцы второй волны обращались за вдохновением, как и мастера Ренессанса, к первоисточнику.

Следует отметить и влияние Просвещения: философы проповедовали рационализм, призывали к опоре на разум, стремились к познанию мира, изучению законов природы. Эта философская платформа стала базисом и для неоклассицистов.

Вот так и рождается новое эстетическое направление, в рамках которого возникло несколько подстилей. Так, например, выделяется стиль Людовика XVI, которому свойственны некоторые переходно-эклектические черты: своеобразный рокайльный классицизм.

Многие исследователи относят к таким подстилям и помпезный ампир. Кроме того, у живописцев-неоклассицистов сильно проявлялись национальные особенности, придающие своеобразие их работам.

Характерные черты неоклассицизма в живописи:

  • стремление к строгости и сдержанности;
  • отказ от барочно-рокайльной затейливости;
  • чёткость линий, скульптурность форм на полотнах;
  • требование к гладкости в технике: зритель не должен видеть мазки кисти;
  • воспевание вечных ценностей, самопожертвования, героизма;
  • величественность и аристократичность (патрицианство) образов;
  • драматизм и эпичность сюжетов;
  • большой интерес к истории.

Неоклассицизм дает мощный толчок к развитию исторического и портретного жанров. Мастера-неоклассицисты, как и их предшественники, часто обращаются к сюжетам античной истории и мифологии. Но появилось и нечто инновационное: интерес к национальным легендам и эпосам. Портреты приобретают строгую величественность: художники стремились отобразить внутреннюю силу человека.

Следует заметить, что при схожести принципов двух волн они всё-таки не тождественны. Неоклассицизм более реалистичен, порой — более резок и суров. Не обошлось даже без некоторого влияния барокко, несмотря на всю антагонистичность направлений. Это влияние проявилось в драматизации живописи, внесения в неё мощной барочной динамики, чего не было на спокойных картинах мастеров-класицистов первой волны.

Драматический эффект на многих неоклассицистических полотнах достигается за счёт использования контрастов света и тени, как у караваджистов. Например, творчеством Караваджо восхищался Жак-Луи Давид, и это нашло отражение при формировании индивидуальной манеры живописца.

Знаменитые мастера

У истоков второй волны стоял Антон Рафаэль Менгс, призывавший отказаться от эстетики рококо и вернуться к строгим идеалам. Интересно, что в его творчестве заметно влияние барокко: в подаче светотеневых контрастов, парадности портретов.

С другой стороны, для Менгса характера точная передача индивидуальности человека, реалистичность.

Демонстрируют переход от рококо к неоклассицистической эстетике картины Жозефа-Мари Вьена (Joseph-Marie Vien), учителя Жак-Луи Давида.

А в творчестве его ученика новый стиль достиг своего крещендо. При этом, что интересно, творчество Давида не было однородным. В нём удивительным образом сочетаются барочные, классицистические и романтические черты.

Наиболее классицистично-сдержаны и при этом театрально-выразительны работы Давида 1780-1800 годов.

Также в этом стиле творили:

  • Анн-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson), наметивший переход к романтизму;
  • Жан Огюст Доминик Энгр (Auguste Dominique Ingres) — впрочем, его, скорее, следует отнести к академистам;
  • Ангелика Кауфман — немецкая художница, одна из основательниц Королевской Академии художеств в Лондоне;
  • Джон Вандерлин (John Vanderlyn), привёзший новые тенденции из Парижа в Америку.

Но постепенно зритель устал от несколько жёсткого неоклассицистического творчества: наступала эра романтизма. Новые тенденции проявились и в живописи известных представителей эпохи — например, Жак-Луи Давида. Тем не менее, римско-греческим идеалам суждено было ещё не раз возвращаться на полотна, хотя уже с куда меньшим размахом.

Неоклассика

Как уже говорилось, в конце XIX и начале XX веков ряд живописцев вновь обращается в античному наследию.

Как называть эти веяния — неоклассицизмом или неоклассикой — вопрос терминологии и, пожалуй, он второстепенен. Гораздо важнее понимание: откуда эти вспышки интереса к древним традициям на пороге современного искусства?

Мастера, обращавшиеся в это время к образцам искусства Ренессанса, Греции и Рима, делали это в рамках художественного протеста (в отличие от академического и салонного искусства, использовавшего классицистические каноны формально). Приверженцы неоклассики, в отличие от академистов, искали в античности истинное вдохновение, способ преодолеть то «хаос реальности», то какие-либо новые веяния, которые им казались неэстетичными и деструктивными (например, ведя полемику с авангардистами).

Кого можно отнести к неоклассицистам позднего периода?

  • Отчасти — утончённых прерафаэлитов, которые ориентировались на ренессансные шедевры, восходящие к античности.
  • Неоидеалистов — это течение сформировалось в 1870-х годах в Германии, выдающийся представитель — Ансельм фон Фейербах с его романтично-классицистичным подходом.
  • Ряд представителей культуры модерна (Фердинанда Холдера (Ferdinand Hodler), Мориса Дени (Maurice Denis), Пьера Сесиля Пюви де Шаванна (Pierre Cécile Puvis de Chavannes), Александра Евгеньевича Яковлева, Зинаиду Евгеньевну Серебрякову), которые оригинально сочетали модерновую и классицистическую стилистику.
  • «Новое общество художников», объединившихся в 1904 году (в него входили Александр Фёдорович Гауш, Борис Михайлович Кустодиев).
  • Некоторых мастеров, обращавшихся к эстетическим канонам классицизма, даже если это не всегда очевидно, — например, именно отсюда берёт истоки строгая пластика Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.

Популярны ли на современных аукционах такие работы? Разумеется, причём по двум причинам. Во-первых, картины XVIII-XIX веков обладают высокой инвестиционной ценностью, даже если принадлежат художникам второго-третьего эшелонов (ставки на сайте VeryImportantLot начинаются от нескольких тысяч евро). Известные полотна оцениваются в миллионы. Во-вторых, эти работы привлекают эстетов великолепной техникой, чёткостью форм и линий, величественностью тем и красотой образов. Такую картину хочется купить на аукционе для личной коллекции и украшения классического интерьера.

Картины в стиле Неоклассицизма!!! (Неоклассицизм)

 

 

 

Неоклассицизм (Neoclassicism ), эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века — нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века — нач. 18 века. Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии — стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

Главным представителем в Германии был Дж.Дж. Уинкельман, а во Франции — Антуан Катрмер де Кэнси, чья книга «Очерки о природе и средствах подражания в изобразительном искусстве» была издана на английском языке в 1837 г. Наиболее ярко Неоклассицизм проявился, видимо, в архитектуре, что подтверждается работами братьев Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, Леду во Франции и Андреяна Захарова в России. Среди пионеров Неоклассицизма следует назвать Жака Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754 г., а его Малый Трианон в Версале считался самым совершенным примером «аттики» во французской архитектуре. Конечно, нельзя не упомянуть Суфло, который внёс элементы новой эстетики в планы реконструкции Парижа.

В живописи это был А.Р. Менгс, оказавший влияние на Бенджамина Уэста (США), Гэвина Гамильтона (Шотландия) и косвенно (через Жозефа-Мари Вьена) на Давида (Франция). Среди скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать Канову, Торвальдсена, Жан Батиста Пигаля, Жан Антуана Гудона и Флаксмена. Неоклассицизм нашёл сторонников в США, в лице скульпторов Хирама Пауэрса и Горацио Гриноу, а также художника Джона Вандерлина. В декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо; возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Композиция рисунка текстильных изделий, посуда и внутренний мебельный декор также испытали влияние неоклассических тенденций. Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духе Неоклассицизма, пришёлся на период приблизительно с 1770 по 1820 гг. В это время Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные «базальтовые» изделия, прекрасно гармонировавшие с неоклассическим интерьером. Романтический интерес к средневековым формам и изобретательности, в какой-то степени навеянным литературой, вылился в готическое возрождение (неоготический стиль), пришедшее на смену Неоклассицизма.

Картины в стиле Неоклассицизма!!! (Неоклассицизм)

Сортировать по:

  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2015 г. / 50×40 см

350 Долларов

2015 г. / 30×50 см

300 Долларов

2014 г. / 35×45 см

250 Долларов

2004 г. / 62×52 см

600 000 Руб

2013 г. / 90×110 см

Договорная

2010 г. / 90×120 см

Договорная

2013 г. / 80×55 см

Договорная

2015 г. / 100×80 см

300 Долларов

2015 г. / 42×30 см

160 Долларов

2014 г. / 42×30 см

170 Долларов

2013 г. / 30×21 см

125 Долларов

2013 г. / 123×89 см

60 Долларов

86 г. / 40×70 см

Договорная

2015 г. / 100×80 см

4 000 Долларов

2015 г. / 50×30 см

500 Долларов

2012 г. / 72×40 см

50 000 Руб

2012 г. / 60×40 см

300 Евро

2004 г. / 30×50 см

1 000 Долларов

2014 г. / 40×35 см

200 Долларов

2014 г. / 35×45 см

250 Долларов

2013 г. / 80×60 см

10 000 Евро

2014 г. / 60×50 см

2 500 Евро

2014 г. / 30×40 см

200 Евро

2014 г. / 25×35 см

200 Евро

2014 г. / 30×40 см

300 Евро

2014 г. / 30×40 см

300 Евро

1984 г. / 60×70 см

6 000 Евро

2014 г. / 50×40 см

Договорная

2013 г. / 50×40 см

400 Долларов

2013 г. / 40×50 см

500 Долларов

  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Картины в стиле Неоклассицизма!!! (Неоклассицизм)

Сортировать по:

  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2013 г. / 30×40 см

4 000 Руб

2013 г. / 32×32 см

3 000 Руб

1990 г. / 40×30 см

Договорная

2004 г. / 54×45 см

950 Евро

2008 г. / 16×24 см

Договорная

2013 г. / 65×45 см

2 300 Евро

1997 г. / 50×70 см

2 500 Евро

2008 г. / 20×35 см

500 Евро

2013 г. / 36×15 см

150 Евро

1998 г. / 42×29 см

Договорная

1998 г. / 51×27 см

100 000 Руб

1998 г. / 22×30 см

Договорная

1999 г. / 36×46 см

Договорная

2012 г. / 15×15 см

Договорная

2012 г. / 62×92 см

1 380 Евро

2012 г. / 92×62 см

1 380 Евро

2012 г. / 92×62 см

1 380 Евро

2012 г. / 92×62 см

1 380 Евро

2012 г. / 92×62 см

1 380 Евро

2012 г. / 92×62 см

1 380 Евро

2012 г. / 92×62 см

1 380 Евро

2012 г. / 92×62 см

1 380 Евро

2012 г. / 102×78 см

1 380 Евро

2012 г. / 92×62 см

1 725 Евро

2012 г. / 92×122 см

1 380 Евро

2012 г. / 30×40 см

900 Евро

2012 г. / 27×37 см

500 Евро

2008 г. / 66×92 см

200 Долларов

2011 г. / 80×20 см

400 Долларов

2011 г. / 80×15 см

400 Долларов

  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Гид по неоклассицизму: от Бенуа до Бофилла

Неоклассицизм наносит ответный удар


В последнее время, устав от типовой застройки (ее еще иногда называют стилем минимализм, хотя какая же это вообще архитектура?) или совсем уж новых веяний вроде бионического хай-тека и деконструктивизма, архитекторы вновь обращаются к неоклассицизму как к источнику ансамблевых решений, четкого планирования, небанальной функциональности и — что уж греха таить — петербургского духа.

Одним из примеров творческого осмысления неоклассики стал воплощаемый в квартале, ограниченном Смольным проспектом, Смольной набережной, Тульской улицей и улицей Бонч-Бруевича, проект жилого комплекса «Смольный проспект». Его разработало известное испанское архитектурное бюро Taller de Arquitectura, которое возглавляет Рикардо Бофилл. На счету этой организации свыше 1 000 проектов в 56 городах Европы, США, Канады, Китая — с 1960-х годов и до наших дней.

Основная особенность деятельности Taller de Arquitectura — это интегрированный урбанизм: бережное отношение к архитектурному окружению проектируемых зданий, национальным и местным градостроительным традициям. Учитывается и то, что между, например, Москвой, где бюро выполняло несколько проектов, и Петербургом есть значительная разница в подходе к застройке.

Как деликатно встроить архитектурное решение в исторический центр города? В том месте, где ведется строительство, это было весьма сложной задачей. Окружающие кварталы демонстрируют всю палитру архитектурных стилей города: в прямой видимости нарядное барокко Смольного собора, напротив — современное здание Сбербанка, рядом — сталинский ампир, модерн, эклектика…

Архитектор Рикардо Бофилл выбрал неоклассицизм как стиль, который не только органично подходит архитектуре Петербурга, но и тактично объединяет сразу несколько веков европейского зодчества. Пропорциональность, сдержанность и благородная простота, присущие этому стилю идеально подошли для нашего города.

Интересен тот факт, что архитектурное решение комплекса перекликается с частично осуществленным проектом реконструкции этого района в 1944-1946 годах, согласно которому новая улица должна была быть застроена монументальными зданиями в стиле сталинского неоклассицизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *