5 главных отличий интерьера в стиле классики и неоклассики
Сейчас, такой стиль в интерьере, как неоклассика, набирает все больше и больше популярности, и это совершенно не удивительно, ведь это отличная альтернатива классическому интерьеру, но со своими особенностями. Наверняка, многие знают, что стиль неоклассика, произошел именно от классического стиля, но он имеет своим особенности, которые и выделяют его ан фоне классического интерьера.
Несмотря на то, что такие стили очень похожи, при всем при этом они совершенно разные. Сейчас, классический интерьер уже постепенно сдает свои позиции и его используют все реже и реже, но зато на смену пришла неоклассика. Поговорим же более подробно об этих стилях, и узнаем их главные отличия друг от друга.
Характерные отличия
- Итак, первое, в классическом стиле принято использовать только натуральные материалы для отделки и в самом интерьере, но в неоклассике это совершенно не так. Здесь можно спокойно использовать искусственные материалы, и это не будет ошибкой. Сейчас, искусственные материалы смотрятся не чуть не хуже, а быть может даже и лучше, чем натуральные. Более того, использование искусственных материалов для отделки квартиры, это забота об окружающей среде.
- Второе – в неоклассике принято использовать спокойные цвета. Лучше всего отдавать предпочтение таким оттенкам, как серебро,золото, беж и так далее. В классическом же стиле, принято использовать темные цвета, коричневый, бордовый и так далее. Это очень важно для неоклассике, чтобы цвета сочетались между собой. То есть в создание интерьера можно использовать несколько оттенков, но важно, чтобы они хорошо гармонировали с друг другом, в другом случае, это будет смотреться неуместно и может испортить интерьер.
- Еще одни важный пункт, в классическом стиле, используют тяжелые предметы мебели и интерьера. В неоклассике же, напротив, принято отдавать предпочтения именно лёгким предметам, которые создают атмосферу невесомости. Это довольно большое различие. И именно во многом благодаря этому, неоклассика набирает большую популярность, ведь легкие предметы лучше воспринимать глазу, и они не загромождают большое количество территории.
- В неоклассике, принято отдавать предпочтения светлым тонам, поскольку они делают пространство больше и на них приятно смотреть. В классическом стиле, предпочтение же отдается более темным оттенкам, поскольку они создают атмосферу роскоши.
Внимание! Стоит отметить еще раз, что стиль неоклассика, произошел от классического, но при этом они очень разные, так как в них действительно очень много отличий, которые противоречат другому стилю.
Итак, мы более подробно поговорили о таких стилях, как классика и неоклассика, и об их основных особенностях, теперь понятно, чем же они отличаются друг от друга, и почему стиль неоклассики более популярен в данный момент. Ведь он выглядит действительно намного современней, и его охотнее хочется использовать в интерьере своей квартиры, и это не удивительно.
Отличия классического и неоклассического стиля в дизайне мебели
Мебель в классическом стиле до сих пор пользуется огромной популярностью в современных интерьерах. С годами, а вернее с веками, поклонников данного направления не убавилось. Наоборот, успешные люди с удовольствием обращаются к классическим мотивам и заказывают мебель для гостиных, спален, библиотек, загородных домов и даже офисов.
На пути постоянного совершенствования форм и наполнения, классический стиль преобразовался в современную неоклассику, сохранившую особую атмосферу и роскошь. Жизнь сегодняшнего человека выдвигает особые требования к интерьеру, которым должен соответствовать любой стиль, сохранившийся до наших дней.
Неоклассика – это выбор самодостаточной личности, которая стремится к гармонии и равновесию как в интерьере, так и в жизни. Видимая «напыщенность» мебели в неоклассическом стиле на самом деле скрывает за собой долгую историю развития данного направления и настоящую индивидуальность, поэтому у неоклассики там много особенностей.
Естественные цвета
Так как неоклассицизм является естественным продолжением веяний классики, то цветовая гамма мебели тоже мало чем отличается. Натурализм в используемых оттенках напрямую зависит от древесины, которая применяется в производстве шкафов, кроватей и других предметов.
Пастельные оттенки не приемлют разгула ярких цветовых элементов, одновременно с этим внимание не концентрируется на одном предмете мебели с помощью тяжелого оттенка. Гармоничное распределение красок делает общую картину комнаты или кабинета практически монохромной. Так же для достижения особой легкости используются преимущественно белые оттенки. Драпировка мебели или фурнитура могут быть подчеркнуты голубоватыми, красными, розовыми, фиолетовыми, сине-зелеными оттенками, что ничуть не мешает общей гамме.
Часто в общем цветовом «характере» эффектно выглядит позолота или посеребрение отдельных элементов мебели, что добавляет атмосферу богатства и благородства. Напротив, бронзовая фурнитура визуально утяжеляет объекты, придает им дополнительный объем и массивность. Выбор цветовой гаммы зависит в первую очередь от стилистики общего интерьера. Дизайн подбирается исходя из возможностей пространства, цвета стен и потолка, типа напольного покрытия и наличия дополнительных элементов в комнате, таких как камин, колонны и зеркала.
Особые каноны
Мебель для соблюдения симметричности неоклассицизма изготавливается обычно парная. Расставлять кресла, стулья и другие парные объекты следует зеркально друг другу. Но главное в работе дизайнера – соблюсти тонкую грань симметричной композиции и оптимального количества мебельного ансамбля. Нагромождение мебели создаст ощущение старинной антикварной лавки, а не благородной жилой комнаты или серьезного кабинета.
При изготовлении предметов мебели используются пропорциональные формы, с помощью которых достигается визуальное равновесие. Например, на драпировке часто можно заметить параллельные полосы, либо повторяющиеся узоры.
Не смотря на то, что раньше в отделке мебели использовались только натуральная древесина, ткани, металлы, камень и керамические элементы, то сейчас на смену данным дорогостоящим материалам часто приходят более дешевые и простые в обработке – пластик, синтетические микроволокна. Таким образом, стоимость изделий значительно снижается, а предметы интерьера становятся доступны более широкому кругу потребителей.
Глубина и благородство
Отпечатки классического интерьера прослеживаются даже в самой структуре мебели. Например, ножки стульев и столов зачастую напоминают своей формой классические колонны. Силуэты спинок кресел и стульев походят на старинные вары или амфоры.
Неоклассицизм в мебели оставляет большую свободу для творческих изысканий дизайнеров. При желании можно добиться особой торжественности интерьера, придав деревянным элементам извилистую форму. Но владельцы современного жилья стремятся к легкости и минимализму. Простота форм дает возможность общей картине выглядеть умеренно, но в то же время консервативно.
В зависимости от того, какого настроения стремится достичь заказчик, дизайнеры выбирают направление неоклассицизма. В Америке, Франции, Советском Союзе и многих других странах существовали свои собственные каноны оформление предметов мебели, поэтому особенно важно определить стиль и добиться единой композиции. Например, французская неоклассическая мебель отличается от американской кокетливыми формами и изгибами, особой нежностью и утонченностью, а в советском стиле прослеживается архаичная торжественность и величественность, предметы могут выглядеть немного тяжелыми и внушительными.
Легкость восприятия
Узоры на драпировке приятны для восприятия и не отвлекают на себя излишнего внимания. Благодаря такой конкретике человек видит общую картину и атмосферу помещения, а уже потом начинает обращать внимание на отдельные детали. Естественные переплетения узоров и изгибов на предметах сглаживают контрастность и избавляют от напряжения. Но естественности можно добиться не только с помощью изображений и цветов, но и посредством выбора главного элемента в композиции.
Часто, тяжелые шкафы становятся центральными композициями в помещениях абсолютно любого стиля, что в корне неправильно. Любой предмет мебели должен быть стилизован и аккуратно вписан в общий ансамбль. Центром композиции должны становиться статичные предметы, вокруг которых и располагается вся мебель. Как говорилось выше, этим центром может выступать камин, большие окна, массивная картина на стене и т.п.
Требования современности
Благодаря тому, что неоклассический стиль в отличие от классики постоянно стремится к легкости и минимализму, количество мебели сильно ограничено. Более того, каждый предмет, не смотря на благородный внешний вид, должен быть ещё и максимально функциональным. Такая золотая середина дает возможность дизайнерам лавировать между традиционными элементами и продвинутыми механизмами.
Помимо распространенных прикроватных тумб, кроватей, акцентирующих внимание на большой спинке и длинных обеденных столов, из классицизма к нам перекочевала мебель для библиотеки. Люди сейчас, в отличие от прошлого, читают в больших количествах, и собственная библиотека превратилась не в атрибут богатства, а в обыкновенный источник знаний и отдыха. Таким образом, в зонах для чтения необходима мягкая, комфортная мебель и возможность разместить гаджеты, необходимые для поиска информации.
Больше всего изменений претерпела кухня. Бытовая техника и коммуникации диктуют свои условия, а размещение обеденной зоны и места для готовки пищи в одной комнате требует грамотного подхода в создании кухонного гарнитура. Ведь в комнате, где температура постоянно меняется и в воздух выбрасывается определенное количество пара, нужно соблюсти тонкую грань между неоклассикой и современными технологиями.
Неоклассицизм (музыка) — Википедия
Неоклассицизм ― музыкально-исторический термин для обозначения направления в академической музыке XX века, представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений XVII—XVIII веков, особенно раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя такой стиль эмоционально и технически перегруженной музыке позднего романтизма[1]. Пик популярности неоклассицизма пришёлся на 1920-е и 1930-е годы.
Граница между неоклассицизмом и необарокко размыта, поскольку сами композиторы охотно использовали жанровые и стилистические черты (форму, технику композиции, гармонию, фактуру) обоих исторических периодов, не особенно их различая. В последнее время термин «неоклассицизм» употребляется чрезмерно широко. Под ним понимаются не только стилизации венской классики и барокко, но также «эстетические реконструкции» других исторических периодов, отличных от романтизма. По мнению известного исследователя музыки XX века Л. О. Акопяна, «современные комментаторы нередко расширяют понятие неоклассицизма сверх всякой меры, охватывая им всю музыку большей части XX в., не укладывающуюся в категории „модернизма“ или „авангардизма“ <…> по существу термин „неоклассицизм“, взятый вне контекста западноевропейской музыки 1910—1930-х гг., малосодержателен и не имеет особой объяснительной ценности»[2].
Нормативность художественного мышления была отчасти присуща ряду композиторов XIX — начала XX вв., представлявших умеренную ветвь позднего романтизма, таких как И. Брамс, М. Регер, С. Франк, К. Сен-Санс, В. д’Энди, А. К. Глазунов, С. И. Танеев. Применительно к их творчеству принято говорить о «классицистских тенденциях»[3] или предвосхищении отдельных элементов стиля неоклассицизма[4].
Отдельные композиторские имитации «классического стиля» отмечаются уже во второй половине XIX в.: «Интермеццо в классическом стиле» М. П. Мусоргского (1862), «Старинный менуэт» М. Равеля (1895). Примеры неоклассицизма в музыке 1910-х гг. — «Классическая симфония» С. С. Прокофьева (1917) и «Бюрократическая сонатина» (1917, пародирующая до-мажорную сонатину Клементи) Э. Сати[5].
По мнению музыковеда Галины Филенко, трактующей неоклассицизм широко, как воплощение «античной темы» (а вовсе не в смысле стилизации венской классики), «Сократ» (1916—1918) Сати «явно предвосхищает неоклассицизм» «Аполлона Мусагета» и «Царя Эдипа» Стравинского, а также «Антигоны» Онеггера[6]:76. Одновременно Филенко отмечает, что воссоздание «духа античности» средствами «грегорианской псалмодии» (так у Филенко) глубоко чуждо самой сути «насыщенного соками живых чувств античного искусства»[6]:76.
В «симфонической драме» (авторское обозначение вокального цикла для сопрано с оркестром, на французский перевод фрагментов из «Диалогов» Платона) «Сократ» музыкальный язык Сати отличается почти классической ясностью и сдержанностью в выразительных средствах. Небольшой камерный оркестр (почти струнный) обволакивает партии вокалисток прозрачной полифонической тканью, нигде не нарушая суровый и строгий характер звучания[7]. Музыка Сати не стремится в деталях совпадать с текстом, она передаёт только «общую среду» и атмосферу, постоянно сохраняя «среднюю температуру» эмоций и характера звучания на всём протяжении симфонической драмы. В этом своём свойстве Сати сродни художникам раннего Ренессанса, таким как Фра Беато Анжелико, Боттичелли и близкий им по духу в XIX веке Пюви де Шаванн, любимый художник молодости Сати. В своих полотнах они решали задачи единства всего изображения, отсутствия беспокойных контрастов, повторности параллельных линий или мелких штрихов, симметричного положения фигур[8]. У Сати новый стиль находит выражение в сохранении единого, крайне сдержанного эмоционального тонуса на всём протяжении музыки «Сократа». Аналогичны и выразительные средства, постоянно повторяются или чередуются заранее отобранные гармонические последовательности, фактурные рисунки, группы мотивов и тематических образований, разделённых на короткие одно-двухтактовые ячейки. Как правило, повторы симметричны или почти симметричны на близком и отдалённом расстоянии. В точности таким же конструктивно-эмоциональным путём в скором будущем по следам «Сократа» Сати пойдут другие композиторы-неоклассики[6]:74-75.
Сам Эрик Сати не употреблял термин «неоклассицизм» по причине своей брезгливости к любым школам и прочим «измам». Однако он не оставил ни малейших сомнений насчёт своих намерений. После скандальной премьеры балета «Парад», Сати решил радикально сменить стиль и сбить всех с толку, представив миру «принципиально новое» произведение[9]:326. В начале 1917 года он говорит о сочинении «белом & чистом как Античность»[9]:353. А спустя ещё год, закончив партитуру, подытоживает, что в «Сократе» имеет место «возврат к классической простоте, но с современной чувствительностью»[9]:390. Первое исполнение симфонической драмы «Сократ» состоялось в июне 1918 года. Чуть менее года позже оркестровая премьера «Сократа» состоялась в одном концерте с «Лисом» Стравинского, который самым подробным образом познакомился с открытием Сати: как в клавирном, так и в оркестровом исполнении[9]:396. После прослушивания «Сократа» в марте 1919, Стравинский воскликнул в порыве энтузиазма: «существуют только Шабрие, Бизе и Сати!»[10]:1131. Что же касается Артюра Онеггера, то в 1918—1921 годах он присутствовал на всех премьерах Сати, а иногда даже вёл его концерты[11].
Как художественное направление неоклассицизм декларировал в 1920 г. Ф. Бузони, опубликовав статью «Новый классицизм» (в форме открытого письма музыковеду П. Беккеру)[12]. Неоклассицизм получил мощное развитие позже, прежде всего, у И. Ф. Стравинского («Аполлон Мусагет», «Пульчинелла», «Орфей», «Похождения повесы») и А. Русселя («Сюита in Fa», «Вакх и Ариадна»), по отношению к музыке которого термин «неоклассицизм» был впервые (в 1923 г.) употреблён[13]. Дань неоклассицизму отдали многие композиторы первой половины XX в., среди которых А. Онеггер (сочинения?), Д. Мийо (сочинения?), Ф. Пуленк (Сельский концерт для клавесина, отчасти «Альборада» [Aubade]), П. Хиндемит (Камерная музыка № 6, «Художник Матис»), А. Казелла. Иногда к неоклассицистам причисляют итальянского композитора О. Респиги, в творчестве которого (три оркестровые сюиты «Antiche arie e danze», 1917, 1923, 1932) отмечаются стилистические и жанровые имитации музыки позднего Возрождения (а не венской классики), например баллетто, вилланеллы, гальярды.
Неоклассицизм в неакадемической музыке[править | править код]
В XXI веке термин «неоклассика» часто используют как вариант (что является большим заблуждением) названия стиля Classical Crossover — своеобразного синтеза, гармоничного сочетания элементов классической музыки и поп-, рок-, или электронной музыки. Некоторые представители этого стиля — группа Elend, Ludovico Einaudi, Secret Garden и Lind Erebros
- ↑ Таково нормативное понимание неоклассицизма, например, в «Гарвардском музыкальном словаре» Вилли Апеля. См.: Harvard Dictionary of Music. Second revised and enlarged edition. Eighth printing. Cambridge, Mass., 1974, p.568.
- ↑ Неоклассицизм // Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010, с.376.
- ↑ Неоклассицизм // Большая российская энциклопедия. Т.22. М., 2013, c.407.
- ↑ под редакцией Г. В. Келдыша. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
- ↑ Whittall A. Neo-classicism // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
- ↑ 1 2 3 Филенко Г. «Французская музыка первой половины XX века». — Л.: Музыка, 1983. — С. 76. — 232 с.
- ↑ Шнеерсон Г. «Французская музыка XX века». — М.: Музыка, 1964. — С. 192. — 404 с.
- ↑ Collaer P., «La Musique moderne», pp.156-157
- ↑ 1 2 3 4 Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — 682 с.
- ↑ Erik Satie. «Correspondance presque complete». — Paris: Fayard / Imec, 2000. — С. 185.
- ↑ Жан Кокто. «Чистый лист». — Paris: журнал «Paris-Midi», апрель 1919.
- ↑ Неоклассицизм // БРЭ, там же.
- ↑ Whittall A., op.cit.
- Mersmann H. Die moderne Musik seit der Romantik. Wildpark — Potsdam, 1928
- Глебов Игорь (Асафьев Б. В.). Книга о Стравинском. Л., 1929
- Wörner К. Musik der Gegenwart. Geschichte der neuen Musik. Mainz., 1949
- Stuckenschmidt H. Neue Musik. Вerlin, 1951
- Busoni F. Wesen und Einheit der Musik. Вerlin, 1956
- Михайлов М. О классицистских тенденциях в музыке XIX — начала XX века. в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. вып. 2, Л., 1963
- Ярустовский Б., И. Стравинский. Краткий очерк жизни и творчества. М., 1963, 1969
- Друскин М. Пути развития современной зарубежной музыки. в кн.: Вопросы современной музыки, Л., 1963
- Austin W. Music in the 20th century. New York, 1966
- Нестьев И. На рубеже двух столетий. М., 1967
- Смирнов В. Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм И. Стравинского. в кн.: Кризис буржуазной культуры и музыка. вып. 2, М., 1973
- Друскин М. И. Стравинский. Л. — М., 1974
- Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М., 1988
- Неоклассицизм // Большая российская энциклопедия. Т.22 М., 2013, с.475-408
Концерты современной классики, музыка, композиторы
Что такое Неоклассика?
Неоклассика это –
Термин Неоклассика:
Термин “неоклассика” для обозначения конкретного музыкального жанра был впервые использован нашим агентством в 2010 году для одноименной серии концертов с участием Ludovico Einaudi, Olafur Arnalds, Nils Frahm, Fabrizio Paterlini и других современных композиторов. Благодаря лаконичности и содержательной точности он глубоко укоренился в сознании общества и стал ассоциироваться с неакадемической музыкой ныне живущих авторов, представленной как самостоятельные произведения либо объединенной общим нарративом в формате саундтрека к фильму или видеоигре. Наше агентство на протяжении многих лет популяризует неоклассику в России, став отправной точкой для успешной карьеры большинства известных в России зарубежных и отечественных композиторов. Сегодня под этим термином мы объединяем всех актуальных творцов, новаторов и хранителей древних традиций, работающих за пределами академической формулы.
Музыка Неоклассика:
Неоклассика — мелодически стройная, кинематографичная, ясная музыка на стыке академической традиции и новых жанров. Объединяя опыт прошлого с новаторскими композиторскими техниками, представители этого направления находятся в постоянном поиске гармонии формы и смысла, равновесия между интеллектуальной насыщенностью и эмоциональной выразительностью, камерностью и универсальностью. Они исследуют разные области звука, стремятся угнаться за непрерывной эволюцией музыкального языка, обогатить его новыми средствами, сохраняя прочную связь с наследием великих предшественников.
Концерты Неоклассики:
Неоклассику можно часто услышать в престижных концертных залах, на мультиформатных фестивалях, на светских и официальных событиях, однако выбор площадки не ограничен фантазией и всегда является полем для смелых экспериментов. Местом действа могут стать городской парк, кафедральный собор, оранжерея, планетарий, древняя пещера и даже дремучий лес. Неизменные атрибуты неоклассических концертов — это особая, ни с чем не сравнимая атмосфера гармонии, ощущение полного погружения в происходящее и великолепная акустика, которые дарят новый эстетический опыт и слушателю, и артисту.
Зритель Неоклассики:
Умный, самодостаточный и разносторонний — таков образ слушателя неоклассики. Он уже вырос из юношеского максимализма с его реакционностью и китчем, но для академической строгости еще недостаточно заматерел. Это люди, не пропускающие знаковые культурные события, лидеры мнений, интеллектуалы, представители деловых кругов, творческая интеллигенция, меломаны, которым чужды навязанные жанровые и возрастные стереотипы, субкультурные рамки и элитарность. Их объединяет ностальгия и эмоциональная связь с произведением через музыку, любовь к творчеству современных композиторов, которые в XXI веке стирают важнейшие исторические рубежи в развитии музыки, являясь отражением духа времени, эпохи мирового симбиоза культур, искусств и цивилизаций.
Атмосфера Неоклассики:
Неоклассика дарит незабываемые эмоции и помогает найти спасение от суеты современного мира. Эта медитативная, отрешенная музыка доступна широкому кругу слушателей, она для всех и одновременно для каждого. Неоклассика мотивирует на новые свершения, освобождает от переживаний, способствует ментальному очищению, перезарядке и достижению гармонии внутреннего мира. С ней всегда связаны настроения долгожданного ожидания, радости от новых открытий, а идеальный баланс эмоциональной составляющей, атмосферной обстановки залов, предвкушения и послевкусия от концерта в совокупности дают восторг.
Агентство Неоклассика:
Неоклассика — это название концертного агентства, стоявшего у истоков этого музыкального направления в России. Мы профессиональная команда с более чем десятилетним опытом и эксклюзивным пулом артистов. Нас вдохновляет глобальная задача культурного преобразования общества и возможность дарить людям незабываемые впечатления. Мы позиционируем себя как межнациональный и межкультурный мост между слушателем и композитором, а в наши основные задачи входит создавать необходимую среду для качественного и динамичного развития этого музыкального направления. Мы всегда рады новым консультационным, административным и творческим проектам и являемся надежным партнером для наших клиентов. Подробнее о наших услугах вы можете прочитать в разделе Услуги.
Неоклассицизм — Википедия
Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода[1].
Разночтение терминов: Классицизм и неоклассицизм[править | править код]
В странах Западной Европы и в России исторически сложились различные коннотации в употреблении этих терминов. Русское искусство по причине внутренних и внешних геополитических условий не прошло эпохи Возрождения в том качестве, которое пережили художники Запада (гуманистическая направленность и персонализация творчества, самоопределение и формирование светских жанров в изобразительном искусстве). Поэтому в Италии уже в начале XVI в. благодаря творчеству Д. Браманте и Рафаэля Санти складывается так называемый римский классицизм. Во Франции во второй половине XVII века, в эпоху Короля-Солнце Людовика XIV сформировался «Большой стиль» (Grand Maniere), или стиль Людовика XIV (Louis XIV), — уникальное соединение элементов классицизма и барокко. Поэтому во второй половине XVIII века, после стиля французского Регентства и рококо, наступает «вторая волна классицизма», именуемая стилем Людовика XVI (Louis XVI), или неоклассицизмом (во французской историографии многие авторы разделяют эти понятия: стилем короля Людовика считают стиль исключительно придворного искусства, а понятие неоклассицизма — более широким). В России (как и в Германии) классицистические тенденции утверждались в искусстве много позднее, впервые с середины XVIII столетия, соответственно этот периода называют просто периодом классицизма.
Неоклассицизмом в России и в Германии именуют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма главным образом тем, что эстетическим образцом и предметом стилизаций являлся не обобщенный образ прекрасной античной и ренессансной архитектуры, как было ранее в Италии и во Франции, а конкретные образцы, которые, благодаря успехам научного изучения древности, стали различать по иконографическим источникам и стилям [2]. Отсюда различные наименования отдельных стилевых течений: неогрек, помпейский, этрусский, италийский стили [3]. В истории отечественного искусствознания известны попытки упростить интерпретацию этого многостороннего процесса, сводя его лишь к новациям в материалах и технологиях. Такой вульгаризацией является концепция А. Л. Пунина и формулировки, встречающиеся в некоторых устаревших словарях [4]. [5].
Аналоги западноевропейского неоклассицизма — американский ренессанс[en] и колониальное возрождение[en] в США (1876—1914).
Кризис искусства периода модерна[править | править код]
В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России неточно названный «стилем модерн». Но ограниченные возможности декоративного течения в искусстве модерна (стиль ар нуво) не могли разрешить назревшую потребность в создании большого монументального стиля. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Общий кризис искусства накануне мировой войны стимулировали поиски опоры на классику, ордерную систему, стремление к гармонии классической композиции и пропорций. Поэтому одновременно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала XX в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. Очередное открытие ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях. Эти потребности нашли выражение в двух различных течениях: антикизирующем интернациональном неоклассицизме и национальном романтизме неорусского стиля. После 1910 г. эти течения стали доминировать в качестве внутристилевых в отношении культуры модерна [6]. Для неоклассической архитектуры характерны формальные «носители стиля»: листья аканта, раковины, маскароны, вазоны на парапете кровли, гирлянды с букраниями, античные фигуры.
Новый взгляд на архитектуру старого Петербурга[править | править код]
Ещё в начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа , критикуя ненавистный «мирискусникам» «стиль модерн», одним из первых заговорил о неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи словно открыли глаза современникам, сумевшим по достоинству оценить преданное было забвению классицистическое наследие. С этого момента начал своё восхождение петербургский неоклассицизм. Художник и критик Г. К. Лукомский назвал неоклассическое течение в архитектуре Санкт-Петербурга «пассеизмом, петербургской темой и тенденцией ретроспективного просветления» [7]. А. Н. Бенуа, И. А. Фомин, В. Я. Курбатов использовали определение «петербургское возрождение» [8]. Не только модерн, но и «растреллиевский стиль», и даже петербургский ампир К. Росси и В. П. Стасова вызывали негативнные ассоциации, поскольку, по мнению художников Мира искусства, олицетворяли «казенный Николаевский Петербург» [9].
Новое движение охватило обе российские столицы, а затем и российскую провинцию. Русский неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление в основном было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к истокам. Поэтому к «петербургскому возрождению» весьма своеобразно относили не только неоклассицизм, но и архитектурный стиль основателя города — петровское барокко, поскольку архитектура эпохи Петра Великого олицетворяла историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.
Архитекторы-ретроспективисты Санкт-Петербурга[править | править код]
Ретроспективное направление основано на эстетике русского классицизма и ампира, отчасти на аллюзиях стиля барокко. Архитекторы ретроспективного течения русского неоклассицизма ориентировались на конкретный контекст уже сложившихся классицистических ансамблей (постройки В. Ф. Свиньина и Е. С. Воротилова в контексте парадных ансамблей К. Росси). Юбилейные торжества к 200-летию Санкт-Петербурга пробудили общий интерес к его ранней истории и способствовали появлению течения «петербургского возрождения», в основу которого положили архитектурный стиль петровского барокко (А. И. Дмитриев, Л. А. Ильин, Н. Е. Лансере). Лидером другого ретроспективного течения — антикизирующего неоклассицизма стал И. А. Фомин, знаток и поклонник древнегреческой архитектуры. На втором этапе развития ретроспективного направления архитекторы стали обращаться не непосредственно к античности, а к источникам позднего русского классицизма XIX в. — итальянскому ренессансу, и в особенности, к палладианству. Ведущими представителями неоренессансного течения в ретроспективизме были архитекторы В. А. Щуко, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, М. С. Лялевич[10].
Во многих случаях, исключая постройки Фомина и Щуко, ретроспективизм сопровождался эклектичностью. Даже в ситуации, когда архитекторы-ретроспективисты стремились к точному воссозданию исторического прототипа, их композиции вынужденно включали современные функционально-планировочные структуры, новые технологии и материалы, и приобретали оттенок модернизации. Одними из первых на путь модернизированной неоклассики вступили Ф. И. Лидваль (создатель петербургской разновидности северного модерна), А. И. фон Гоген и Р. Ф. Мельцер. Характерным примером модернизированной неоклассики и упрощения классицистических форм стало здание Германского посольства, построенное на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту немецкого архитектора Петера Беренса (1911-1913). Его считают первым образцом архитектуры раннего конструктивизма на территории России.
В общем контексте ретроспективизма актуальными для Санкт-Петербурга оказались все течения неоклассики, включая неоренессанс и необарокко. И, напротив, маловостребованным — национальное направление (неорусский стиль), как не соответствующее историческому контексту города. Поэтому неорусский стиль нашел применение главным образом в отдельных церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина. В границах этого течения, в поисках монументальной простоты архитекторы обратились к ранним памятникам Новгорода и Пскова. Однако и в этих сооружениях заметны элементы стилизации в духе модерна[11].
Идейные и эстетические амбиции архитекторов неоклассицизма[править | править код]
Архитекторы-неоклассики ставили перед собой сложнейшую масштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших строительных достижений, но в контексте национальных художественных традиций. Ранее нечто подобное пытался осуществить К. Росси, но его градостроительные идеи были скованы прагматическими обстоятельствами и эстетическими границами ампирного стиля. Возможности новой эпохи содействовали развитию градостроительных идей. Свидетельство тому — грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый разве что с генеральным планом основателя города, предусматривал всестороннюю реконструкцию Санкт-Петербурга и его инфраструктуры, прокладку новых улиц и создание новых площадей. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.
Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годовВ начале XX века почти полностью были реконструированы Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах города. Образцовой улицей для того времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений северного модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически преломили его судьбу.
Неоклассицизм — первое в истории петербургской архитектуры крупное неостилевое течение, основанное на собственном наследии — продолжал развиваться и после 1917 года в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х годов, когда ненадолго уступил место конструктивизму. В целом конструктивизм, в отличие от Москвы 1920-х годов, для Северной Пальмиры оказался неорганичным. Уроки неоклассики начала ХХ столетия стали плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х годов. Они снова обрели актуальность в постмодернистской архитектуре второй половины ХХ века и в «новом классицизме» начала XXI столетия.
Неоклассицизм в изобразительном искусстве[править | править код]
Юность (Голос любви), Вильям Бугро, 1893. Пример французский псевдоклассической салонной живописиИдеи неоклассицизма предвосхищали английские художники-прерафаэлиты еще в середине XIX века. Однако это течение в западноевропейской живописи сложилось только к концу 1870-х годов в Германии. «Неоидеалисты» (А. Фейербах, художники «Римского кружка»: Х. фон Маре, А. фон Гильдебранд) стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства, обращаясь к примерам из античности. Наибольшее распространение неоклассицизм получил в конце XIX — начале XX веков, явившись одной из разновидностей реакции на эферность художественной формы в импрессионизме. Неоклассицизм сочетал в общем русле позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (в основном периода архаики), реже — искусства итальянского Возрождения (в основном раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна.
С подлинным неоклассицизмом иногда ошибочно отождествляют художников салонного искусства, главным образом французской академической школы, также обращавшимся к модным во второй половине и в конце XIX в. античным темам и образам: В.-А Бугро, Т. Кутюра, А. Фальгьера, Ж.-Л. Жерома, А. Кабанеля, С. В. Бакаловича, Г. И. Семирадского. Даже творчество такого выдающегося мастера, как Ж.-О.-Д. Энгр, колеблется между неоклассикой и салоном. Критериями в данном случае являются не темы и сюжеты, а творческий метод и эстетический вкус [12].
Неоклассицизм (или его элементы) в той или иной мере присутствует в творчестве таких мастеров конца XIX — 1-й половины XX вв., как скульпторы А. Майоль, Э. А. Бурдель, Г. Вигеланд, И. Мештрович, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров, живописец-экспрессионист Ф. Ходлер, пассеист П. Пюви де Шаванн, «синтетик» М. Дени, стилизатор Л. С. Бакст, портретист В. А. Серов, неоакадемисты В. И. Шухаев и А. Е. Яковлев, ни на кого не похожий К. С. Петров-Водкин. Причастность к неоклассицизму обнаруживают течения в изобразительном искусстве 20—30-х годов, возникшие как реакция на новые течения (экспрессионизм, футуризм, кубизм и др.)[1]. Например, творчество Ю. П. Анненкова
В XX веке движения, идентифицировавшие себя с неоклассицизмом, выступили в украинской («Неоклассики») и русской («Неоклассики» и др.) литературе, прежде всего в поэзии. Если на Украине неоклассики (Николай Зеров, Максим Рыльский и другие) стали одним из центральных движений «расстрелянного возрождения», то русские поэты позднего Серебряного века (1918—1920-е), назвавшиеся этим именем, не имели в своих рядах крупных творческих индивидуальностей[источник не указан 20 дней].
- ↑ 1 2 БСЭ
- ↑ Ревзин Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. Архив архитектуры. Выпуск 2. — М., 1992
- ↑ Власов В. Г.. Элективный метод архитектуры раннего русского классицизма второй половины XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 107-165
- ↑ Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей.— М.: Изобр. искусство, 1983
- ↑ Костылев, Р. П., Пересторонина, Г. Ф. Модернизированные ретростили // Петербургские архитектурные стили. (XVIII — начало XX века). — Доп. тираж. — СПб.: Паритет, 2007. — С. 210—219. — 256 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-93437-127-3.
- ↑ Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. СПб.: Стройиздат, 1992. С.218-267 («Порядок» против «произвола». Обращение к классике)
- ↑ Аполлон. 1914. № 5. С. 5-20. Зодчий. 1913. № 14. С. 167-168
- ↑ Кириков Б. М. Училищный дом имени Петра Великого — программный памятник «петербургского ренессанса» // Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. II. М.-СПб.: ATHENEUM-Феникс. 1995. — С. 242-269
- ↑ Власов В. Г.. «Петербургское возрождение» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 363-366
- ↑ Власов В. Г.. Идеология традиционализма и национальное направление в русском искусстве XIX — начала XX веков / Неоклассицизм в архитектуре западноевропейского и русского модерна // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 3.- C. 287-368
- ↑ Vlasov V. G. «Novorussky Style» in Russian Church Architecture XX—XXI Centuries // «International Conference on Social Sciences and Arts (SGEM)». — Albena Resort, Bulgaria., 2014
- ↑ Власов В. Г.. Салон, салонное искусство // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 487-491
Как оформить интерьер в стиле неоклассика
Стиль неоклассика считается неким собирательным образом различных классических интерьерных направлений, в котором удачно сочетаются изысканность и аристократизм, благородство и красота, но без излишней помпезности. В современной классике нет ничего неудобного, в ней сохранены только лучшие черты традиционных классических интерьеров, отвечающие на современные запросы. Лаконичные формы и чистые линии, продуманная эргономика и простор, элегантная мебель и лепной декор — все это особенности непоколебимой классики, которые благодаря феномену универсальности неоклассики гибко подстраиваются под современные интерьерные реалии и ассимилируются с трендами.
Вы не против поэкспериментировать с интерпретациями многовековых традиций и наполнить свой дом утонченной роскошью в духе нашего времени? Тогда неоклассика — то, что вам нужно! А мы покажем, в чем заключаются особенности неоклассического интерьера и как его оформить со вкусом.
Открытая планировка
Одно из главных преимуществ неоклассики заключается в том, что она, в отличие от классики, отлично приживается как в просторных помещениях с высокими потолками, так и в небольших комнатах типичных городских квартир. Этот стиль позволяет на базе строгих линий и форм создать лаконичный интерьер, который будет дышать аристократизмом.
Неоклассическим интерьером очень легко управлять: на скромных площадях его можно оформить в минималистичном направлении, а в просторном доме обустроить с обилием мотивов барокко, модерна или ампира. Главное, избегать помпезности и излишней декоративности — чем больше удастся сохранить свободного места, тем лучше.
Симметрия
В неоклассических интерьерах, несмотря на гибкость и универсальность, есть и строгие правила. Кроме идеальной планировки, в них присутствуют еще несколько классических принципов: симметричность и пропорциональность. Два одинаковых кресла, пуфа, банкетки, светильника и даже одинаково оформленных окна внесут в комнату нужный эффект зеркальности, на фоне которого отлично сработает тот самый закон симметрии.
Но не забывайте: количество предметов в интерьере не должно загромождать пространство, в котором важно сохранение простора. Добавлять функциональные элементы и украшения следует в равных пропорциях, так как это основа классических интерьеров, без которой невозможен стиль неоклассика.
Спокойные цвета
Неоклассика не любит неестественных оттенков, кричащих красок и выраженных контрастов — только спокойные оттенки, такие как молочный, бежевый, песочный, бледно-розовый. Но это не значит, что неоклассический интерьер выглядит скучно. Синие, лавандовые, фисташковые оттенки, приправленные золотом и серебристым перламутром, прекрасно оттенят нейтральный фон и внесут в интерьер оживление. Причем использовать цветовые акценты можно не только в декоре — если позволяет площадь, уместны они будут на стенах, полу и потолке.
Натуральная отделка
Интерьеры в стиле неоклассика приветствуют отделку натуральными материалами, хотя отлично уживаются и с их качественными аналогами. Для отделки стен используйте декоративную штукатурку или обои — допускаются как однотонные модели, так и варианты с растительными мотивами, полоской и ручной росписью.
Для покрытия полов в неоклассике используют паркет из ценных пород древесины, ламинат или керамогранит, имитирующие натуральные материалы. Если решите оформить пол паркетом, не ограничивайтесь его стандартной укладкой — в современном классическом интерьере органично будет смотреться паркет, уложенный ромбами или елочкой.
Молдинги и лепнина
В неоклассике должен присутствовать лепной декор, который прекрасно ладит с современным обустройством. Для создания классического акцента отлично подойдут широкие потолочные карнизы и розетки для люстр, украшенные декорациями с нотками ампира, — они внесут в атмосферу изысканный шарм, благородство и респектабельность.
Молдинги тоже считаются элементами неоклассического интерьера. С их помощью, например, можно сделать оригинальное панно или использовать в качестве рамы для зеркала или картины. Однако и без дополнительных украшений молдинги смотрятся эффектно.
Качественная мебель
Неоклассика дружит со многими стилями и допускает в одном интерьере объединение нескольких стилистически разных предметов. Здесь будут допустимы как шкафы с вензелями, консоли с изящными ножками и комоды с росписью, так и минималистичный гарнитур, собранный из предметов с лаконичными формами и простыми линиями.
В неоклассической гостиной хорошо будет смотреться мягкий диван с обивкой, выполненной в характерной для классики стежке «капитоне», вместе с ультрасовременным журнальным столиком из стекла. В спальне в стиле неоклассика будут прекрасно соседствовать кровать с королевским изголовьем и балдахином и простые тумбы и торшеры с лаконичными абажурами. Главное, чтобы весь мебельный набор органично сочетался с цветами и фактурами окружающего пространства.
Обилие света
Современная классика из интерьерных барокко, ампиров и рококо переняла характерную особенность, связанную с освещением: она предполагает обилие света в любой комнате. Композиционным центром неоклассических интерьеров выступает многоярусная люстра со стеклянным или хрустальным декором и коваными элементами. Но она не должна быть единственным источником освещения: бра, торшеры, потолочные точечные светильники должны обязательно присутствовать в световом сценарии оформления неоклассического интерьера. Выбирайте их сразу в паре, чтобы подчеркнуть нужную симметрию в комнате.
Уютный текстиль
Намекнуть на классику в современном интерьере можно также с помощью текстиля, который, как и отделка, должен быть натуральным и качественным. Приветствуются изделия из бархата и шелка, гобелена и парчи. Декоративные подушки, пледы, скатерти и чехлы на стульях, многослойная драпировка штор с ламбрекенами и подвязками — все это как раз в духе неоклассики.
Сдержанный декор
Декор в неоклассических интерьерах должен словно намекать на исторический классицизм, подчеркивая стилистику помещения. Высокие светильники, античные вазы, живописные картины в ажурных рамах, книги, цветы — в неоклассике мелочей не бывает, а все предметы пропитаны духом средневековых дворцов. Хотите оформить по-настоящему королевский интерьер? Установите в комнате камин, который не обязательно должен быть настоящим, или напольные часы, доставшиеся по наследству от бабушки-дворянки, — они станут прекрасным дополнением к современному интерьеру с классическими нотками.
Чем отличается классический стиль от неоклассики – Газета «Право»
Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
За последний век как архитектура так и дизайн интерьеров очень сильно развивается. Мы живем во время современных технологий и много новейших и смелых произведений искусства вышло за последние года, но это никак не повлияло на любовь людей к классике. Можно смело отметь то, что популярность и актуальность классического стиля в использование в современном интерьере, только набирает популярность. Нельзя не отметить то, что львиная часть современных интерьеров не служит, для того чтобы воплощать задумку роскошной классики. Классический интерьер славится тем, что он требует высоких и просторных помещений. Масштабы помещения обязательно должна воплощать в жизнь этот смелую идею.
Естественные цвета
Исходя из того, что неоклассицизм это естественное продолжение тенденции классического стиля, благодаря этому цветовая гамма практически неотличима. Натуральное восприятие оттенков полностью зависят от качества и производителя древесины, которую используют в создании кроватей, тумб и много других различных деталей интерьера. С пастельными цветами не считаются яркие элементы интерьера, в то же время внимание не идет только на один предмет дизайна помещения, благодаря тяжелой цветовой гамме. Равномерное деление цветовой палитры сознает общую картинку помещения практически полностью в одних тонах. Для более легкого визуального восприятия берут, светлые оттенки цветовой гаммы. Вырезы деталей мебели или стенах могут быть акцентированы более темными оттенками, которые ничуть не помешают общему восприятию.
Подбор цветовой палитры для начала может зависеть от стиля интерьера помещения. Дизайн помещения должен осуществляться исключительно по возможностям площади, цветовой палитры стен и материалу полов, также дополнительные предметы интерьера в помещении, например: колоны, лепки на стенах и камин и тд. Чаще всего в общей цветовой палитре и характере комнаты, очень эффектно производит впечатление позолота или же по серебрянее, акцентируя этими цветами отдельные детали мебели, это придает богатства и статус данному помещению. А вот бронзовая цветовая гамма, утяжеляет и усложняет восприятия на любой объект и дает дополнительный визуальный вес и объем.
Основы «Неоклассики»
- Классический стиль в образе 21 века.
- Высококачественные и натуральные материалы.
- Подходящее украшение данному стилю: хрусталь, зеркала.
- Цветовая гамма: оттенки бежевого, яркие и одновременно теплые и натуральные.
- Хороший акцент на классических деталях.
Особые правила
Для того что бы достичь симметрии неоклассицизма, чаще всего мебель изготавливают в паре. Именно для расстановки всех парных предметов интерьера – кресла, табуреты, тумбы, их нужно ставить в зеркальном расположении. Главное не переусердствовать специалисту, так как нужно придерживаться порядка симметричного интерьера и нужного количества ансамбля предметов интерьера. Главное знать грань, чтобы не создать впечатление старинной лавки, вместо богатой жилого помещения или же кабинета.
При создании деталей мебели учитывают правильные пропорциональные фигуры, для того, чтобы добиваться эстетического баланса. На вырезах можно зачастую заметить множество повторяющихся фигур и разные узоры. Хоть ранее для производства мебели брали только натуральное сырье: дерево, ткань, разные металлы и различные элементы керамики. Сейчас же пришли им на замену более упрощенные и доступные по бюджету материалы, такие как пластик и синтетика. Исходя с этого, себестоимость производства мебели значительно начали идти вниз, а детали дизайна стали доступными для большего количества людей.