Предложения со словосочетанием ГОРЯЧИМ БИТУМОМ
Для лучшей гидроизоляции вся конструкция промазывается горячим битумом 2 раза. Если меняется нижний венец, то его основание обмазывают горячим битумом и оклеивают рубероидом или другим гидроизоляционным материалом. Для лучшей защиты от влаги вся конструкция погреба, находящаяся под землёй, дважды промазывается горячим битумом. Окрасочную гидроизоляцию из горячих битумов, горячих битумных мастик и разжиженных растворителями битумов равномерно наносят в два слоя и более. Если грунт под будущей баней является достаточно однородным, то на него можно уложить крупные камни с параллельными плоскостями, а на них уже нижние венцы всей конструкции, предварительно обработав их антисептиком и обмазав горячим битумом или смолой (рис.Насколько понятно значение слова колумнист (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Неточные совпадения
Обмазочные составы — холодные и горячие мастики, битумы, одно — или двухкомпонентные герметики — это наиболее очевидный способ борьбы с сыростью. Швы промазывают горячим жидким гудроном или битумом.Предложения со словосочетанием ГОРЯЧИМ БИТУМОМ
Для лучшей гидроизоляции вся конструкция промазывается горячим битумом 2 раза. Если меняется нижний венец, то его основание обмазывают горячим битумом и оклеивают рубероидом или другим гидроизоляционным материалом. Для лучшей защиты от влаги вся конструкция погреба, находящаяся под землёй, дважды промазывается горячим битумом. Окрасочную гидроизоляцию из горячих битумов, горячих битумных мастик и разжиженных растворителями битумов равномерно наносят в два слоя и более. Если грунт под будущей баней является достаточно однородным, то на него можно уложить крупные камни с параллельными плоскостями, а на них уже нижние венцы всей конструкции, предварительно обработав их антисептиком и обмазав горячим битумом или смолой (рис.Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зорька — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положительное
Отрицательное
Снаружи стены погреба гидроизолируют горячей битумной мастикой (битумом с наполнителем) или по предварительно нанесённой битумной грунтовке толщиной 0, 1 мм расплавом горячего битума в два слоя толщиной 2 мм. Что же касается обжига или обмазки горячим битумом, то есть старинные и очень убедительные рекомендации комбинировать оба указанных способа так, что сначала подземную или подводную часть столба необходимо обугливать, а затем, пока уголь ещё не совсем остыл, насыщать его смолою. В основание пола укладывают утрамбованный щебень толщиной 5 см с проливкой горячим битумом, что препятствует капиллярному увлажнению. Перед укладкой её подвергают специальной обработке: обжигают, обрабатывают машинным маслом, креозотом или горячим битумом, а также пропитывают антисептическим раствором. Гидроизоляцию колец делают обмазочную горячим битумом в два слоя. Для защиты от грызунов в слой глины добавляют битое стекло, затем насыпают слой щебня толщиной не менее 10 см, потом цементируют заливают горячим битумом. Такую гидроизоляцию делают из 2 слоёв рубероида, наклеенных на горячий битум. Опоры стандартных скамей антисептируют горячим битумом, а сиденье и спинки — антисептиками. Затем их концы (кроме торцов) промазывают горячим битумом и обёртывают двумя слоями рубероида, На опорную площадку кладут обрезок просмолённой доски. Нижние концы брёвен, соприкасающиеся с грунтом, двукратно обмазывают горячим битумом либо обжигают на костре. В сухом воздухе густо мешались запахи горячего битума, выхлопных газов и жухлой тополиной листвы, уже успевшей осыпать газоны. Концы досок в местах опирания на кирпичную кладку предварительно промазывают горячим битумом, что придаёт им долговечность. Основание деревянных столбов необходимо обжечь, осмолить (обмазать горячим битумом или гудроном) или обернуть несколькими слоями полиэтиленовой плёнки или рубероида. Если вы решили использовать рубероид, то его придётся хорошенько промазать горячим битумом. Стены делают из брёвен. Наружные стены обмазывают горячим битумом или битумной мастикой, потом оклеивают листами рубероида. Сверху цементируют и заливают горячим битумом. Прилегающую к теплице стену необходимо покрыть несколькими слоями водостойкой краски или обклеить толем (с помощью горячего битума), поскольку влажность внутри теплицы повышена. Так как деревянная подпорная стенка находится в земле, её необходимо защитить от воздействий почвенной влаги: покрыть горячим битумом или обжечь. Для этого можно настелить слой рубероида на горячий битум или использовать современные специализированные материалы. Для защиты древесины от гниения специалисты рекомендуют использовать отработанное машинное масло, горячий битум, толь и рубероид. При устройстве вертикальной гидроизоляции поверхность кладки выравнивают, удаляют потёки раствора, а затем кладку дважды покрывают слоем горячего битума и устраивают глиняный замок. Кроме того, слишком горячий битум на вертикальных поверхностях не успевает загустеть и вместе с рубероидом сползает вниз. Перед тем как накладывать верхнюю полоску, край нижней смажьте горячим битумом и быстро наложите на неё следующий слой. Если грунтовые воды располагаются ниже пола, то наружную сторону стены, находящуюся в грунте, 2 раза покрывают горячим битумом. Если для создания ограды берут деревянные столбы, то их нижнюю часть обрабатывают горячим битумом или гудроном, чтобы предотвратить гниение и порчу. После этого на дно котлована насыпают слой щебня и заливают горячим битумом. Вырывают котлован нужных размеров, покрывают его дно слоем щебня или кирпичной крошки и заливают горячим битумом. Места соприкосновения досок с каменной кладкой промазывают горячим битумом. Пол в сооружениях подобного типа должен быть глинобитным, для прочности в раствор добавляют мелкий кирпичный щебень и делают пропитку горячим битумом. Можно промазать их горячим битумом для увеличения водостойкости. Если рядом проходят грунтовые воды, наружную часть колодца обмазывают горячим битумом. Если грунтовые воды располагаются ниже пола, то наружную сторону стены, находящуюся в грунте, 2 раза покройте горячим битумом. Для уменьшения воздействия касательных сил на фундаменты погребов, последние обычно обмазывают горячим битумом, кремний органическими эмалями марок КО-198, КО-174, КО-1164.Неточные совпадения
Обмазочные составы — холодные и горячие мастики, битумы, одно — или двухкомпонентные герметики — это наиболее очевидный способ борьбы с сыростью. Швы промазывают горячим жидким гудроном или битумом.О деградации битума при нагреве
Технологическим рекомендациям дорожной науки, к сожалению, не всегда предшествует проверка поведения объектов производственного масштаба. Условия при исследованиях в лаборатории часто не соответствуют условиям работы в реальном производстве, которые в эксперименте не всегда можно в точности обеспечить. Однако исследователь должен к такому соответствию стремиться, и если не удается приблизиться к ним в достаточной степени, то необходимо признавать относительность результатов.
В технической литературе и даже в нормативных документах, в различного рода методических разработках ведущих НИИ и других встречаются рекомендации, которые не были проверены в производственных условиях и зачастую не приводят к ожидаемым результатам как раз по изложенной выше причине. Один из авторов признается в такой рекомендации [1,2], которая казалась совершенно очевидной, но на тот момент не была проверена должным образом на технологическом уровне. Это относится к рекомендации приготавливать модифицированный битум или битумную эмульсию из одной партии битума, для которой следует разрабатывать рецепт композиции. С этой целью на АБЗ или битумной базе предлагалось использовать теплоизолированную накопительную емкость, например, вместимостью 400 т, с нагревательными элементами необходимой мощности. Заполненная емкость прогревается до температуры 110°С и усредняется, например, барботажем воздуха от компрессора.
Казалось бы преимущества такого технического решения очевидны. Оптимизированный рецепт, разработка которого — весьма трудоемкое мероприятие, теперь можно применять для всей партии усредненного битума. Однако при этом подразумевается, что, во-первых, перемешивание барботажем воздуха существенно не ухудшает свойств битума, а, во-вторых, в горячем состоянии (например, при 110°С) битум в первый день расходования и через неделю или две (в зависимости от того, сколько времени расходуется эта партия) будет идентичен по своим показателям качества. По размышлении и то, и другое совсем не очевидно.
Температура 110°С выбрана не случайно. Следует отметить три специфических температуры для битума. Температура слива из железнодорожных цистерн 70…80°С, температура перекачивания битумными насосами 100…120°С (для разных марок), и технологическая температура непосредственного применения битума, например, при производстве смесей-это 150…160°С. В емкостях временного хранения и в подготовительных емкостях готовый к подаче в расходные технологические емкости битум держат обычно при температуре перекачки, в среднем как раз при 110°С.
Для проверки допустимости предложенной технологии авторы провели соответствующий эксперимент. Был взят образец битума марки БДУ 90-130 Ярославского НПЗ и определены его исходные показатели. Затем битум был разлит в четыре металлические банки. Одна из банок была герметично закрыта крышкой и прогревалась при температуре 110±5°С в течение 90 ч. Другая банка прогревалась также при этой температуре 90 ч, но с открытой крышкой. Третья банка выдерживалась при такой же температуре и с открытой крышкой 240 ч, а четвертая — 480 ч.
Отношение площади контакта с воздухом к массе битума составляло в пересчете в среднем 1,5 м2/т, что находится в диапазоне изменения этого отношения для наземных стальных хранилищ с использованием резервуаров рулонной поставки. Например, для полностью заполненного резервуара вместимостью 400 т относительная величина контакта поверхности битума с воздухом составляет 0,15 м2/т. Но под конец расходования, когда битум только закрывает нагревательные элементы, эта величина доходит до 2,5 м2/т. Изменения показателей качества битума для четырех испытанных образцов приведены в табл, 1.
Таблица 1
ПОКАЗАТЕЛЬ (среднее из 3…5 замеров) | Исходный битум | Закрытый 90 ч | Открытый 90 ч | Открытый 240 ч | Открытый 480 ч |
Глубина проникания иглы х 0,1 мм, при 25°С | 101,5 | 99,9 | 97,9 | 76,3″ | 56,5 |
то же, при 0°С | 39,5 | 31,2 | |||
Температура размягчения по КИШ, °С | 46,1 | 46,8 | 47,4 | 49,5 | 52,7 |
Растяжимость, см, при 25°С | 71 | 67,7 | 67,4 | 58,6 | 28,4 |
то же, при 0°С | 7,4 | 4 |
Видно, что выдержка в течение 90 ч при температуре 110°С в закрытой емкости не приводит к заметной деградации битума. В то же время при контакте с воздухом изменения показателей битума существенны и уже при выдержке в течение 240 ч технологически неприемлемы, а при нагреве 480 ч катастрофичны, что не позволяет подтвердить ранее сделанную рекомендацию.
Авторы сочли необходимым также проверить изменение показателей при нагреве более вязкого битума. Был взят образец битума БНД 60/90 Московского НПЗ и разлит в три банки. Первая — для оценки показателей исходного битума, вторая выдерживалась с герметично закрытой крышкой при температуре 110±5°С 240 ч, а третья при такой же температуре 240 ч с открытой крышкой. Результаты анализа некоторых показателей битума после прогрева показаны в табл. 2.
Таблица 2
ПОКАЗАТЕЛЬ (среднее из 3…5 замеров) | Исходный битум | Закрытый 240 часов | Открытый 240 часов |
Глубина проникания иглы х0,1, мм, при 25°С | 76,3 | 59,2 | 54,0 |
то же при 0°С | 21,6 | 20,3 | 16,7 |
Температура размягчения по КИШ, °С | 48,9 | 49,7 | 51,0 |
То же после прогрева | 52,5 | 52,5 | 52,7 |
Видно, что даже в закрытой банке битум существенно изменил свои показатели, например, П25 уменьшилась на 17 единиц и битум вышел за пределы показателей исходной марки. А в открытой банке изменения значительно большие и П25уменьшилась более, чем на 22 единицы!
Оказалось, что при нагреве битума 10 сут. даже только при температуре жидкотекучести (всего 110°С) происходят процессы, существенно изменяющие его свойства, в том числе и при нагреве в герметично закрытой емкости. Однако при контакте с воздухом происходили более радикальные изменения. Поэтому можно утверждать, что наряду с повышенной температурой кислород воздуха является существенным фактором деградации битума, и герметизация емкостей, а также организация над горячим битумом инертной среды — весьма полезные мероприятия.
Полностью герметизировать резервуары вряд ли возможно. По крайней мере люк-лаз на крыше должен быть. Следовательно, его нужно уплотнять прокладкой. Но главное — на крыше резервуара всегда есть воздушник, и при заполнении резервуара битумом через него удаляется вытесняемый воздух, а при расходовании битума — соответственно входит. Но воздух нам не нужен, поэтому его следует заменить на газ, практически не содержащий кислорода.
Предложение использовать азот или углекислоту, поставляемые в баллонах, вряд ли приемлемо. В стандартном баллоне вместимостью 40 л при начальном давлении 150 атм. содержится только около 6 м3 азота. При расходовании из резервуара всего битума нам потребуется более семидесяти, а то и ста баллонов (плюс компенсация протечек через неплотности, в том числе крышки люка-лаза)!
Технические решения по обеспечению инертной среды в битумных емкостях выходят за рамки данной статьи и после опробования в производстве будут опубликованы позднее.
Для проверки допустимости перемешивания битума барботажем воздуха также был проведен эксперимент. Случайная проба битума, имеющаяся в лаборатории, была разлита в три банки примерно по 650 г в каждую. Одна — для определения показателей исходного битума (табл. 3).
Таблица 3
ПОКАЗАТЕЛЬ (среднее из 3…5 замеров) | Исходный битум | Продувка 120 с | Продувка 240 с |
Глубина проникания иглы х0,1, мм, при 25°С Тоже при 0°С | 117,5 | 114,7 | 113,5 |
Температура размягчения по КИШ, °С | 42,9 | 43,1 | 43,2 |
Растяжимость, см, при 25°С | >100 | >100 | >100 |
Во вторую банку при начальной температуре 116°С была установлена по центру до дна заглушенная с торца трубка с 6 отверстиями диаметром 4,2 мм в самой нижней части. Диаметр банки 100 мм. Высота слоя битума 83 мм. Высота слоя над отверстиями -80 мм (0,08 м). Битум был продут в течение 120 с в количестве 45 л воздуха (нагрев не отключался). После завершения подачи воздуха температура составила 106аС (средняя температура 11 ГС).
Битум в третьей банке продувался около 240 с. Количество поданного воздуха — 90 л. Начальная температура также 116°С, а конечная — 102°С (средняя температура 109°С).
Как можно перенести условия эксперимента на производственный масштаб? Скорость всплытия газового пузырька и его размеры в вязкой жидкости зависят от коэффициента поверхностного натяжения жидкости в реальных условиях, плотности жидкости, ее вязкости. Литературных источников с опытными данными или зависимостями, описывающими количественно размеры и скорость всплытия пузырьков воздуха в горячем битуме не обнаружено. Анализ информации [3] по исследованиям скорости всплытия газовых пузырьков в различных жидкостях позволяет отнести условия всплытия к зонам IV и V (рис. 1.90, с. 97). После расчетов по приведенным зависимостям можно сделать вывод о среднем размере пузырька по диаметру эквивалентной сферы в диапазоне 2…4 см, а скорость всплытия в битуме по результатам расчетов должна составлять от 0,2 до 0,4 м/с.
Высота слоя битума в резервуаре вместимостью 400 т около 6,5 м. По-видимому, можно принять допущение о равной скорости всплытия пузырька в резервуаре и экспериментальном сосуде при прочих равных условиях, а также менее очевидное допущение о незначительной разнице реакционной способности кислорода воздуха, вызванной изменением его содержания на входе в битум и выходе из него. Это допущение может быть не корректно для температуры битума порядка 150…160°С или выше, но для температуры 110°С вероятно приемлемо.
Эффективность взаимодействия кислорода с битумом, если исключить как фактор температуру битума, очевидно пропорциональна количеству подаваемого воздуха на единицу массы битума и времени контакта, которое при прочих равных условиях определяется высотой всплытия пузырька. Поэтому отношение количества пробарботировавшего воздуха к количеству битума при переходе на производственные условия необходимо уменьшить в 6,5 : 0,08 ~ 80 раз.
Для первого продутого воздухом образца битума отношение составит 0,045 м3 : 0,00065 т : 80 — 0,865 м3/т, а для второго — вдвое больше, 1,73 м3/т.
Это означает, что условия окисления битума при перемешивании продувкой воздухом соответствуют подаче в резервуар 0,865×400 = 346 м3 воздуха в первом случае и 692 м3 во втором. При использовании стандартного компрессора производительностью 6 м3/мин время продувки составит около одного часа и двух часов соответственно, что имеет производственный смысл.
Результаты эксперимента, изложенные в табл. 3, показывают, что перемешивание битума с целью усреднения всей массы в резервуаре при температуре 110°С продувкой воздухом от компрессора в течение одного — двух часов не приводит к существенным изменениям показателей его качества и поэтому вполне приемлемо. Таким образом, сделанную ранее рекомендацию по усреднению битума, накопленного из нескольких партий, можно подтвердить только при условии его расходования за период 4…5 дней, не более.
Результаты эксперимента вынуждают также по-новому взглянуть на организацию подачи битума в смеситель при производстве асфальтобетонной смеси. В емкостях- хранилищах и в описываемом эксперименте битум практически неподвижен. Непосредственный контакт с кислородом воздуха имеет только поверхностный слой, а в основную массу битума кислород продвигается за счет диффузии. Диффузионные процессы весьма медленные. Именно поэтому при длительности выдержки 90 ч даже при открытой крышке не наблюдается значительного изменения свойств битума.
На асфальтосмесительных установках производства Кременчугского завода дорожных машин (ныне — АО “Кредмаш», Украина), которые наиболее распространены в России, при производстве смесей битум циркулирует по замкнутому контуру через расходную емкость, где поддерживается технологическая температура 150…160°С, и периодически, каждый цикл приготовления смеси от этого контура производится отбор порции битума в дозатор, а оттуда — в смеситель. При этом в среднем отбирается около 10% от циркулирующего битума, а остальные 90% возвращаются в расходную емкость. Таким образом, в расходной емкости битум находится в постоянном движении, поверхность обновляется, что наряду с достаточно высокой температурой способствует интенсификации процесса окисления.
Штатные расходные емкости старых установок ДС-117, ДС-158, а также установок нового поколения ДС-185 и ДС- 168 не имеют уплотнения крышек люка-лаза. К тому же весьма часто помощник оператора или дежурный битумовар открывают крышку люка, чтобы уточнить визуально количество оставшегося битума или проследить за уровнем битума при заполнении расходной емкости, при этом обеспечивая доступ воздуха в емкость.
Есть веские основания полагать, что по этой причине битум в расходных емкостях асфальтосмесительных установок Кременчугского завода дорожных машин подвергается существенному окислению и изменяет свои свойства уже в течение одной смены.
На установках зарубежного производства, например фирмы Ammann, подача битума из расходной емкости производится иначе. Контур рециркуляции замыкается на битумном насосе и в расходной емкости битум неподвижен. Это значительно снижает его окисление. Такое техническое решение нетрудно реализовать на АБЗ, имеющих асфальтосмесительные установки Кременчугского завода. Обратную линию контура рециркуляции битума необходимо соединить не с патрубком на расходной емкости, а с всасывающим патрубком битумного насоса. Для чего там необходимо установить дополнительно трехходовой кран.
Литература
1. Парадек С. В. Некоторые технологические проблемы применения битума в дорожном строительстве // Наука и техника в дорожной отрасли, № 3, 2004.
2. Порадек С. В. Некоторые рекомендации по разработке рецептов модифицированного битума // Новости в дорожном деле. Информационный сборник Информавтодор, вып.1, 2005.
3. Тепло- и массообмен. Теплотехнический эксперимент. Справочник под редакцией В.А. Григорьева и В.М. Зорина. — М.: Энергоиздат, 1982, с. 96-97.
Васьковский В.В., Порадек С.В.
Источник: ж. Наука и техника в дорожной отрасли № 4 2004
Поделиться в социальных сетях:
норма по бетону и по металлу, противошумная БПМ и необходимое для нее количество краски, как рассчитать на два слоя
Слово «битум» произошло от латинского слова bitumen, которое переводится как «смола». Он хорошо растворяется в бензине, спирте, органических растворителях. Основой битумов как искусственных, так и природных является нефть. Гидроизоляция битумом стен объекта, фундамента или стыков на крыше – это гарантия долговечности и длительного срока службы. Такие составы являются высокоэффективными средствами для защиты от влаги, их значение трудно преуменьшить.
Преимущества средств на основе битума
Битум – это один из самых древних и эффективных гидроизоляционных материалов. Он получается в результате переработки нефтяных смол, обладает аморфной структурой. Конкретные температуры плавления материала отсутствуют. Состав обладает высокой плотностью, а также славится отсутствием пористости. Эти качества позволяют составу иметь хорошие водоотталкивающие свойства и быть морозостойким.
Существует несколько видов битума. Состав каждого компонента оказывает заметное влияние на тактико-технические характеристики. Если содержание масел слишком высокое, то такие составы имеют более высокую пластичность, температура плавления таких битумов заметно ниже. Если процент смол слишком высок, то подобная субстанция не имеет высокой пластичности. Чтобы ее размягчить требуется довольно высокая температура.
Исходя из этих параметров, битумы дифференцируются на следующие разновидности:
- для стройки;
- для дорог;
- для изоляции кровли;
- для гидроизоляции стыков.
Самыми качественными считаются битумы, обладающие максимальной эластичностью. К основным преимуществам битумов принадлежат следующие:
- высокий коэффициент водонепроницаемости;
- превосходная адгезия;
- устойчивость и прочность;
- невысокая цена.
Битумная мастика имеет и недостатки, такие как:
- со временем покрытие становится ломким, появляются трещины. Как правило, подобные явления возникают после 5 лет эксплуатации;
- чаще всего приходится наносить вручную, процесс этот является трудоемким и отнимает много времени;
- плохо переносит влияние ультрафиолета, поэтому крыши находятся в зоне риска, ведь они больше всего облучаются солнечным светом;
- не рекомендуется применять в местах повышенных механических нагрузок.
Разновидности
Битум разделяется на два типа: искусственный и природный. Первый вид получается во время обработки нефти, в осадок выпадают тяжелые смолистые соединения, которые называются гудроном. Именно из этого материала делается искусственный вариант.
Существует четыре вида производства средств на основе битума, такие как:
- остаточные соединения – это твердые вещества, у которых маленькая вязкость. Они генерируются в результате вакуумной отгонки;
- окисленные битумы получаются после переработки гудрона с помощью кислородной обработки. Такой битум обладает большей пластичностью и теплостойкостью;
- крекинговый битум получается в результате изготовления бензина, после перегонки сырой нефти, такой битум имеет повышенную хрупкость;
- компаундные битумы образуются, когда различные остатки нефти перемешивают между собой.
Природные битумы вывариваются в кипятке, имеют широкое применение при создании красок и лаков. Они представлены такими тремя типами, как:
- битумы из пластов, ведь многие породы (известняк, песчаник) имеют высокое содержание битума;
- поверхностные варианты можно встретить на поверхности горных пород;
- жильные типы имеют низкий процент минеральных добавок.
По способу применения битумы дифференцируются на следующие:
- для стройки – битум из нефти, который имеет обозначение БН, используется по бетону;
- для кровли – нефтяной, кровельный битум имеет обозначение БНК, подходит для металла;
- для дорожных покрытий – нефтяной для дорог имеет обозначение БНД.
При выборе противошумных битумов и мастик БПМ стоит обращать внимание на следующие критерии:
- сколько лет может служить;
- расход на квадратный метр;
- сколько стоит;
- простота монтажа;
- температурные режимы и время схватывания;
- где можно проводить работы – внутри или снаружи объекта.
Очень важный показатель, который необходимо иметь в виду – это коэффициент гибкости материала при отрицательных температурах. Эластичность материала чрезвычайно важна, ведь этот коэффициент является показателем его долголетия.
Норма для составов разного способа нанесения
Самый действенный способ защитить объект от пагубного влияния окружающей среды – это применить битумную мастику. Подобный материал подходит для всех видов работ Лучше покупать высоко модифицированные битумные составы фирменного производства. Хорошая мастика не должна содержать в составе растворителя. Она обладает следующими преимуществами:
- экономный расход;
- ровные слои;
- не имеет усадки.
Битумная мастика является водонепроницаемой, поэтому в качестве кровельной гидроизоляции этот состав идеален. Чтобы работать с подобной субстанцией, требуются специальные приспособления для ее разогрева. Мастика водоэмульсионная не имеет в своем составе растворителей. Благодаря отсутствию запаха она предназначена для работы внутри жилых помещений. Очень важно представлять, какой расход мастики необходим на квадратный метр.
На расход средства влияют следующие факторы:
- густота раствора;
- температура применения.
Если требуется класть состав в два слоя, то соответственно показатели в таблице пропорционально корректируются.
Один из важных параметров – это расход состава на 1 кв. метр, а также количество содержания сухого остатка, который остается на поверхности. Единица измерения – это процент субстанции от общего расхода нанесенной мастики. Это значит, что при небольшом остатке возрастает расход первоначальной мастики. Только тогда появится пленка, отвечающая необходимым параметрам.
Большинство битумных мастик, которые можно встретить в продаже, имеют показатель от 25 до 75%. Для толщины одного слоя норма расхода мастики при показателе 75% будет в 2,5–3 раза меньше, чем при 25%.
Гибкость определяется соотношением двух коэффициентов: радиуса бруса, который подвергается тесту, и температуры.
Температура гибкости – это показатель, при котором материал не трескается. Водонепроницаемость гидроизоляции во многом зависит от деформируемости материала – это главный показатель. Важна также адгезия, если этот коэффициент хороший, то покрытие можно считать приемлемым. Краска на такой поверхности будет держаться долгое время.
Как правильно высчитать?
Итак, основные показатели для битумной мастики являются следующие:
- гибкость;
- пластичность;
- коэффициент адгезии.
Мастика изготавливается в жидком или твердом виде. На всех упаковках должны присутствовать технические данные, указывающие на расход состава и другие важные свойства. Чтобы приготовить твердую мастику, необходимо ее разогреть до температуры +180 градусов. Очень важно знать: за какое время субстанция застывает. Обычно это происходит за время не более 2,5 минуты. Следует помнить, что в битумных мастиках, где есть синтетические добавки, присутствуют опасные токсины. Такие составы можно использовать только на открытом воздухе.
Применяя для гидроизоляции горячую мастику, нужно учитывать, что она безусадочная, а толщина нанесенного слоя при высыхании не меняется.
Например, если ее слой составляет 2 мм, то он такой и останется. В среднем битума расходуется на 1 кв. метр от 0,9 до 1,1 кг. Если толщина слоя возрастает до двух миллиметров, то расход вырастает пропорционально и будет составлять более двух килограмм. Понятно, что используя мастику с 20% концентрацией сухого остатка, потребуется в три раза больше, чем для 75%. Эти данные требуются для расчета количества приобретаемого материала.
Нормы расхода
Для более объективных расчетов следует перемножить количество слоев, которые предполагается использовать. Если в работе присутствуют материалы с добавлением стекловолокна, то в этом случае увеличивается количество слоев до трех. Горячий слой мастики должен быть от 2 мм, после застывания он сокращается до 1 мм. Например, фундамент должен покрываться непременно двумя слоями.
Найти замену битумной мастике непросто, поскольку она является чрезвычайно экономным и высокоэффективным материалом.
В последнее время появилась «мода» на напыляемые мастики, которые за короткое время на небольшом участке надежно изолируют поверхность. Основа у таких субстанций является водной, при этом сухой остаток составляет семьдесят процентов, что является превосходным показателем. Такие мастики не пахнут, их можно использовать для работы в жилых помещениях, они не содержат токсинов.
Технология покрытия
По способу покрытия битумные составы делятся на холодные и горячие. Во втором случае материал разогревается до нужной температуры, и им покрывается выбранный участок. После застывания остается прочное ровное покрытие. Такой способ встречается при строительстве фундаментов, кровель, а также изоляции стыков до 7 мм. Преимущества подобного способа заключаются в следующем:
- экономическая целесообразность;
- отсутствие усадки;
- быстрая схватываемость.
Огромным спросом пользуются холодные мастики. Причина заключается в том, что работать с такими составами можно без специальных приспособлений. В продаже обычно бывают смеси состоящие из одного или двух компонентов. Они разнятся по срокам хранения и условиям использования. Холодные мастики отличаются более долгим сроком хранения и эксплуатации.
Расход битума – это важнейший показатель, на любой упаковке указана нора расхода состава.
Например, для покрытия битумом в 2 мм на один квадратный метр потребуется от 3,2 кг до 4 кг. Важный показатель – это сухой остаток, который колеблется от 25 до 75%. При высоком сухом остатке покрытие будет более качественным, так как будут иметь более высокий коэффициент отдачи. Многое также зависит от материала, которой подлежит обработке.
Существует целый ряд присадок, которые рекомендуется добавлять для той или иной поверхности, среди них стоит отметить следующие:
- зола;
- мел;
- микрочастицы из битума;
- крошка кварца;
- крошка полиуретановая;
- минерализаторы;
- пластификаторы.
Полезные советы от профи
Рекомендуется придерживаться следующих советов от специалистов:
- перед началом работ поверхность тщательно очищается от мусора, хорошо высушивается;
- все выступающие элементы и острые фрагменты следует удалять, они могут мешать целостности покрытия;
- при гидроизоляции фундамента требуется покрытие не менее трех слоев, общая толщина может достигать порядка 4 см;
- наносить битум рекомендуется с помощью валика или кисти;
- чем глубже расположена основа фундамента, тем больше требуется слоев гидроизоляции;
- наносить следующий слой следует только после высыхания предыдущего;
- слои горячей битумной мастики в кровельном ковре должны иметь толщину 2,0 мм, а холодной – 1,0 мм;
- недобросовестные изготовители часто не предоставляют выходных данных по своему товару. Эти материалы, как правило, невысоких эксплуатационных качеств;
- при работе с горячим битумом обязательно следует использовать респиратор, перчатки, закрытую одежду и специальную обувь.
О том, как вычислить расход битумной мастики на 1 м2 гидроизоляции, смотрите в следующем видео:
Битумная эмульсия и битум: что лучше?
Если рассматривать такие вяжущие вещества, как битумная эмульсия и битум, то у каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
Традиционная технология использования битума предусматривает его разлив на старое основание дороги с последующим укладыванием нового покрытия.
Данный подход хотя и использовался на протяжении длительного промежутка времени, но не был лишен определенных недостатков.
Наилучшим образом они будут видны, если провести сравнение жидкого дорожного битума с битумной эмульсией.
Разница между битумом и битумной эмульсией
В первую очередь стоит отметить, что битумные эмульсии не требуют подогрева. А битум предварительно необходимо довести до температуры 150-160 ºС. Экономия времени и энергии на лицо. Кроме того, при работе с горячими битумами риск получения ожогов существенно возрастает.
Кроме того, наносить битумную эмульсию можно на увлажненные покрытия. Это дает возможность начинать работы ранним утром по росе и даже при наличии небольших лужиц. Возможности горячего битума в этом плане гораздо скромнее: лить его на мокрое покрытие категорически запрещается. Поэтому использование битумных эмульсий позволяет расширить временной интервал укладки асфальта.
При некоторой запыленности дорожного покрытия укладка битума может привести к тому, что через некоторое время его можно будет скатать, как обычный коврик. Битумные эмульсии гораздо лучше прилипают к пыльному основанию.
Благодаря наличию специальных разжижителей, эмульсия может проникать даже в самые мелкие поры и микротрещины, равномерно распределяясь по всей поверхности.
Для приготовления битумной эмульсии необходимо наличие битумной и водной фазы. Битумная фаза – это частички битума со специальными добавками (разжижитель, добавки), а водная фаза – это вода, в которую добавляют эмульгаторы (для создания эмульсии) и кислоту (для активации эмульгаторов).
Обе составляющее подаются в коллоидную мельницу, которая представляет собой специальное механическое устройство с большим количеством оборотов ротора. Она предназначена для измельчения битума до микронных размеров и его последующего попадания в пузырьки эмульсионной воды.
Недостатки дорожного битума
Можно сказать, что основным конкурентом битумной эмульсии в дорожном строительстве в настоящее время выступает разогретый до высоких температурных значений битум. При использовании такого битума в сфере дорожного строительства и ремонта достаточно часто не получается достичь необходимого качества по таким причинам, как:
- Плохая адгезия, так как битум плохо сцепляется с поверхностью дорожного основания.
- Неравномерное и недостаточное распределение битума по поверхности.
- Необходимость полного отсутствия воды и влаги на очищенной дорожной поверхности.
- Невозможность изменения качественных параметров битума в зависимости от вида и цели проводимых работ.
- Повышенная опасность осуществления работ, так как используется горячий битум, температура которого равняется 160 градусов.
- Высокая энергоемкость, которая обуславливается необходимостью поддержания высоких температур.
Преимущества битумных эмульсий
На фоне дорожного битума, битумная эмульсия может обеспечить:
- Полноценное сцепление материала с основанием за счет электростатического взаимодействия заряда катионной битумной эмульсии и отрицательного заряда основания дорожной поверхности.
- Растекание по поверхности и заполнение всех неровностей и пор, так как по уровню текучести битумная эмульсия очень близка к воде.
- Битумная эмульсия может разливаться даже на увлажненную поверхность.
- Более низкую энергозатратность, так как нет надобности поддерживать высокую температуру материала.
- Безопасность применения, так как битумная эмульсия используется при температурах от 30 до 70 градусов Цельсия.
- Технология производства эмульсий дает возможность варьировать показатели качества, которые необходимы для отдельных видов работ.
Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что битумная эмульсия является более технологичной, при её помощи можно достичь более высокого уровня качества при осуществлении ремонта и строительства дорог.
Проблемы выбора оборудования для изготовления битумной эмульсии
Давайте более подробно остановимся на проблемах выбора оборудования для изготовления битумной эмульсии, то есть на битумно-эмульсионных установках.
Во-первых, проблема выбора заключается в том, что покупатель такой установки должен понимать, какое именно оборудование ему необходимо, знать тип, уровень использования, качество и так далее. А для этого нужно самостоятельно ответить на многочисленные и достаточно непростые вопросы.
Во-вторых, люди в зависимости от предпочтений и обстоятельств склонны делать выбор в пользу снижения стоимости или же в пользу роста качества, притом, что определяющим критерием при выборе, является как раз соотношение двух эти величин.
Имеется один крайне важный элемент, который связан с качеством оборудования, которым недопустимо пренебрегать в пользу стоимости, речь идет о достаточном качестве для производства соответствующего продукта – битумной эмульсии. Все дело в том, что битумная эмульсия низкого качества – это в первую очередь рекламация от потребителей, после этого начнется спад интереса и дискредитация битумно-эмульсионного производства, далее минимизация заказов и убытки.
В то же время битумная эмульсия высокого качества – это возможность привлечь дорожников удобством работы, что является гарантией успешной деятельности.
Установки для получения битумных эмульсий от компании GlobeCore
Компания GlobeCore предлагает универсальное оборудование для получения битумных эмульсий – установки типа УCБ-1. С их помощью можно наладить производство как катионных, так и анионных битумных эмульсий с производительностью от 1 до 8 м3/час.
Установка для приготовления битумных эмульсий УCБ-1М, 2м3/час
Для получения материала с новыми свойствами можно использовать несколько вариантов или их комбинацию:
Кроме коллоидной мельницы установки УCБ-1 содержат также и другие компоненты: панель управления, дозирующие устройства, запорно-регулирующую арматуру и т.п. Благодаря этому обеспечивается получение продукта, качество которого полностью соответствует мировым стандартам в области дорожного строительства.
Рекомендуем ознакомиться с оборудованием, предназначенным для производства битумных эмульсий:
Разогрев битума в производстве асфальта |ТЕРМАНИК
Подогрев битума в технологическом цикле производства асфальта – энергозатратный, а потому дорогостоящий процесс. С учетом непрерывности производства и критичности всех его этапов, особенно остро встает вопрос выбора энергоэффективного и надежного нагревательного оборудования. Здесь мы рассмотрим существующие решения данной задачи и решим, можно ли применить индукционные нагреватели для нагрева битума.
Производство асфальта
Технология производства асфальта строго регламентирована. В состав асфальтовой смести входит песок, щебень различных типов и – главное связующее вещество – битум. Битум – это продукт нефтепереработки, имеющий чрезвычайно высокую вязкость и обладающий интересным свойством: в твердом состоянии битум проявляет свойства жидкости. Так, в 1927 году сотрудник Квинслендского университета Томас Парнелл поместил кусок битума в воронку и дождался-таки первой капли из нее… спустя 8 лет после начала эксперимента, за что удостоился «Шнобелевской премии». Впрочем, этот забавный эксперимент не имеет значения для асфальтового производства – здесь нет такого количества времени на ожидание, поэтому для повышения текучести битума его приходится разогревать.
Вообще термические процессы при производстве асфальта играют важнейшую роль, поскольку применяются практически на всех этапах производства:
- Подогрев инертных материалов перед смешиванием (температура нагрева 200°С)
- Предварительный разогрев битума (либо поддержание температуры текучести битума) в емкостях (порядка 80-100°С)
- Подогрев битума перед приготовлением асфальтовой смеси в так называемых расходных емкостях с целью удаления воды (выпаривание) – происходит при температуре 120-160°С.
Любой сбой цикла, несоблюдение температурных режимов ведет к изменению физических свойств смеси или, простыми словами, к браку. Поэтому на АБЗ* так щепетильно относятся к выбору и последующей эксплуатации оборудования.
Подогрев минеральных материалов (песка, гравия, щебня) осуществляется в сушильных барабанах, где, как правило, используются газовые горелки – на этом этапе особых вариаций в технологическом плане нет, поэтому эту сферу мы подробно рассматривать не будем, а перейдем сразу к изучению особенностей подогрева битума.
*АБЗ – асфальтобетонный завод
Подогрев битума
Процесс подогрева битума преследует две основные цели – выпаривание воды и повышение текучести.
Даже малое количество влаги (0,5-1%) в битуме недопустимо, поскольку влага влияет на прочность связи минеральных материалов в смеси, а значит и на прочность и долговечность будущего асфальтобетонного покрытия. Казалось бы, откуда может взяться вода в битуме? А между тем, битум с повышенным содержанием влаги поступает уже с нефтеперерабатывающих заводов (и это превышение может быть значительно больше допустимых 2,5 %). Поскольку хранят битум в ямных, полуямных и наземных битумохранилищах, происходит его дополнительное обводнение. В ямных и полуямных битумохранилищах, составляющих около 72% от общего количества хранилищ в стране, обводнение битума достигает 5-15 %, в основном за счет попадания в битум грунтовых и поверхностных ливневых вод.
С целью минимизации обводнения в настоящее время все шире используются наземные битумохранилища, однако даже это не решает проблему обводнения битума полностью. Обводнение битума в наземных хранилищах происходит за счет конденсата пара при сливе битума из железнодорожных (или автомобильных) цистерн, а также сорбции конденсата влаги из воздуха при перепадах температур в осенне-зимне-весенний период, когда производится заполнение хранилищ. При этом обводненность битума в наземных битумохранилищах достигает 0,5-1%.
Как видим, полностью избежать обводнения битума невозможно, следовательно, от влаги нужно как-то избавляться. Наиболее надежный метод – длительный нагрев битума. Температурный режим нагрева зависит от марки битума и типа смеси:
Марка битума | Температура, °С |
---|---|
Горячая смесь | |
БНД 60/90, 90/130 | 130-150 |
БД 60/90, 90/130 | |
БН 60/90, 90/130 | |
БМА 70/100, 100/130 | 150-160 |
Теплая смесь | |
БНД 130/200, 200/300 | 110-130 |
БД 130/200, 200/300 | |
БН 130/200, 200/300 | |
СГ 130/200 | 80-110 |
Холодная смесь | |
СГ 70/130 | 80-90 |
МГ 70/130 |
Существует несколько способов осуществления нагрева битума – битумоплавильные установки с огневым, масляным и электрическим подогревом.
Жаротрубные котлы
Установки с огневым подогревом чаще называются «жаротрубными котлами». И то и другое название отражает суть его работы: нагрев в них осуществляется c помощью открытого пламени, горячих газов. К преимуществам таких котлов можно отнести простоту конструкции и относительно невысокую стоимость. Однако список недостатков значительно больше и, зачастую, они значительно перевешивает все достоинства: во-первых, низкий КПД, т.к. значительное количество тепла (до 70%) просто рассеивается в окружающую среду; во-вторых, усложнение конструкции за счет дополнительных устройств перемешивания; в-третьих, частичное коксование битума на нагревательных поверхностях; в-четвертых, качественные изменения битума из-за длительного воздействия высоких температур на него (в зоне жаровых труб температура достигает 200-225°С). Наконец, дополнительного внимания требуют и вопросы пожарной безопасности. Поэтому жаротрубные котлы редко применяются на современных АБЗ, где высоки требования к качеству продукта и безопасности технологического процесса.
Битумоплавильные установки с электроподогревом
Электроподогрев в виде погружных ТЭНов используется, как правило, для подогрева в битумохранилищах, а не в битумоплавильных установках. По сравнению с жаротрубной системой нагрева, система на ТЭН обеспечивает более высокую управляемость процессом нагрева, высокий КПД, возможность точно регулировать температуру и проводить разогрев битумной смеси постепенно. Такие системы более безопасны с пожарной точки зрения, однако сохраняется недостаток в виде возможности коксования битума на ТЭНе (либо на трубе, в которую помещается ТЭН, если система состоит из ТЭН не погружного типа). Надежность ТЭН также вызывает вопросы, особенно в системах непрерывного функционирования: ресурс нагревательных элементов данного типа относительно невелик.
Установки с масляным подогревом
Обогрев битумных хранилищ и битумоплавильных установок («выпаривателей») с использованием горячего масла в качестве теплоносителя считается наиболее прогрессивным и эффективным с экономической точки зрения. Что интересно, в качестве теплоносителя практики используют индустриальное масло, а не термомасляные смеси.
В системах с масляным подогревом нагретый высокотемпературный теплоноситель (масло) циркулирует по системе труб теплообмеников, размещенных внутри емкостей и резервуаров с битумом. В отличие от систем на ТЭН и жаротрубных котлов, перегрева битума в зоне контакта с теплобменником не происходит из-за более низкой температуры последнего. Передача же необходимого количества тепла осуществляется за счет более развитой системы теплообмена: масло в качестве теплоносителя позволяет это сделать. При таком способе нагрева исключается окисление и коксование битума, соответственно не происходит ухудшения его качественных характеристик.
Масло, в отличие от пара, обладает постоянными параметрами и может обеспечить любой необходимый температурный режим нагрева в широком диапазоне – от 90 до 160°С. Преимуществом масляной системы, по сравнению с паром, ТЭНами и жаровой тубой, является также возможность объединить битумное хранилище, битумоплавильные котлы и битумопроводы в единую теплосистему, в основе которой будет находится маслонагревательная станция.
Немаловажным является и то, что масляные системы нагрева не находятся под избыточным давлением, следовательно, упрощается их эксплуатация, и не только с технической точки зрения (энергетики поймут о чем речь!).
Установка нагрева масла
Система нагрева при помощи масляного теплоносителя является косвенной, поскольку нагрев осуществляется посредством теплоносителя, который нагревается в отдельно стоящей установке. Установка нагрева может работать на разных видах топлива – газе, дизтопливе и электричестве. Выбор топлива остается за предприятием – оценивается доступность, стоимость, надежность поставок и т.д.
Одним из самых современных и эффективных типов нагревателей масла является индуктивно-кондуктивный или, проще говоря, индукционный электрический нагреватель. Подробнее об этом типе оборудования можно почитать в одной из статей на нашем сайте. Конкретная модификация, предназначенная для нагрева высокотемпературных теплоносителей производства НПП «ТермоТех» носит название «Терманик Техно».
Как и ТЭНовый нагреватель, индукционный нагреватель работает на электричестве. Однако пусть вас не вводит в заблуждение название: речь не идет ни о СВЧ, ни о ТВЧ нагревателях, которые работают на высоких частотах тока. Индукционный нагреватель текучих сред – это электротехническое устройство, работающее на токах промышленной частоты (50 Гц) от стандартной электросети напряжением 380 В, т.е. здесь никаких отличий от ТЭНа нет. Вместе с тем способ преобразования электричества в тепло в индукционном нагревателе необычен: электричество поступает на катушки индуктивности нагревателя, которые, в свою очередь, индуцируют короткозамкнутые токи в теплообменнике нагревателя. Теплообменник разогревается и тепло передается теплоносителю. В качестве теплоносителя может выступать как вода или антифриз (с максимальной температурой нагрева 100-115°С), так и высокотемпературный теплоноситель – масло (с температурой нагрева до 180-200°С).
По сравнению с электронагревателями других типов у индукционного нагревателя «Терманик Техно» есть масса преимуществ:
- отсутствие выходящих из строя или сменных элементов и, как следствие, чрезвычайная надежность и безотказность оборудования;
- высокая пожарная и электрическая безопасность: электрический потенциал не может быть передан теплоносителю, т.к. токопроводящие части не соприкасаются с ним физически;
- долговечность: по своей сути, индукционный нагреватель – это трансформатор, в качестве вторичной обмотки в котором используется теплообменник. Срок службы подобных устройств достигает нескольких десятков лет;
- высокие энергетические характеристики (КПД нагрева достигает 98%).
При этом индукционный нагреватель сохраняет и такие достоинства электронагревателей, как полностью автоматическое управление и относительно невысокая стоимость (по сравнению с газовыми котельными).
«Терманик Техно» подключается к существующей системе трубопроводов с масляными регистрами в емкостях и резервуарах, то есть никакого специфического оборудования для него не нужно: нагреватель работает в составе с другими элементами теплотехнической системы, предназначенными для обогрева маслом. При необходимости, специалисты НПП «ТермоТех» подберут необходимое оборудование для «обвязки» индукционного электронагревателя, а также рассчитают электрическую мощность оборудования исходя из потребностей заказчика в соответствии с техническим заданием.