Жидкий битум — характеристики и инструкция применения
Как правильно наносить жидкий битум
Содержание статьи
Жидкий битум — асфальтоподобное покрытие с уникальными и практическими характеристиками. Сегодня этот материал используется во многих отраслях, что же касается строительства, то здесь жидкий битум просто незаменим.Основное применение жидкий битум получил при укладке дорог, изготовлении кровель и гидроизоляции различных объектов. Применяется данный стройматериал, как для строительства крупных промышленных объектов, так и в быту.
О характеристиках жидкого битума и технологии его нанесения, будет рассказано ниже.
Жидкий битум — характеристики
Основные характеристики жидкого битума это повышенная степень вязкости, отличная пластичность и такие же водоотталкивающие показатели. В связи с этими особенностями материал получил огромное применение в строительстве, им производят гидроизоляцию кровель и бассейнов, а так же фундаментов и не только.
Элементы строения, обработанные жидким битумом, получают надёжную защиту от коррозии в момент эксплуатации, увеличивается в несколько раз и степень их износостойкости. Часто гидроизоляция крыши гаража выполняется именно с помощью жидкого битума. Ну а о том, как делается гидроизоляция бассейна жидким битумом, можно почитать, если кликнуть на ссылку выше.
Виды битума и состав
Битум бывает нескольких видов, в зависимости от таких его составляющих, как — смолы, масла, асфальтеновых и минеральных добавок. В зависимости от сферы использования жидкий битум применяется:
- Для строительных работ;
- Для укладки дорог;
- Специального назначения.
Кроме того, жидкий битум бывает торфяным, угольным и нефтяным. Тот или иной вид битума используется в зависимости от области применения.
Как правильно наносить жидкий битум
Жидкий битум, как было сказано выше, получил широкое распространение при гидроизоляции крыш. В силу простого применения и недорогой цены, покрытие крыш жидким битумом является бюджетным вариантом их гидроизоляции.
При этом стоит понимать, что жидкий битум не может использоваться в качестве основной поверхности, зачастую он выступает «посредником» между кровельным материалом и поверхностью крышного ската. В качестве кровельного материала для гидроизоляции крыш жидким битумом, используется рубероид или другой рулонный материал.
Для правильного нанесения жидкого битума на кровлю, его перед этим желательно разбавить дизтопливом или нефтяным растворителем. Это в зависимости от условий эксплуатации кровельного материала, существенно повышает его гидроизоляционные характеристики.
Наносить жидкий битум необходимо только на предварительно подготовленную поверхность. Для этого она хорошо должна быть очищена от грязи и пыли. При этом важно уделять особое внимание при нанесении жидкого битума кровельным полосам. Если их хорошо не залить битумом, то проблем и ремонта крыши не избежать.
Жидкий битум | Гидроизоляционные материалы BITUMAST: битумная мастика, праймеры, лаки
Материал на основе строительного битума и растворителя. Применяется для наружной гидроизоляции фундаментов, плит, блоков, лотков и других бетонных изделий, заглубляемых в грунт. Антикоррозионной защиты стальных конструкций от грунтовой влаги. Приклеивания рубероида и различных рулонных кровельных материалов на основе битума. Ремонта протечек и прочих повреждений кровли.
Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее – 55,0
Время высыхания одного слоя толщиной 1 мм, при плюс 20С, часов не более — 48
Водопоглощение в течение 24 ч, %, не более — 4,0
Гибкость на брусе диаметром 15 мм при минус 5С – трещин нет
Прочность сцепления с бетонным основанием, мПа, не менее – 0.1
Прочность сцепления с основанием из стали, мПа, не менее – 0.1
Производство работ:
Продукт полностью готов к применению. Материал наносится на сухую и чистую поверхность при помощи шпателя или кисти. Средний расход — 1 л на м.кв
Перед применением, жидкий битум тщательно перемешать по всему объёму. При необходимости разбавления, допускается использовать сольвент, ксилол, керосин, уайт-спирит или бензин-растворитель. При работе в условиях низких температур, жидкий битум рекомендуется отогреть до комнатной температуры.
Хранение:
В плотно закрытой таре при температуре от минус 30ºС до плюс 50ºС. Предохранять от воздействия влаги и прямых солнечных лучей, вдали от нагревательных приборов и открытых источников огня. Не хранить в жилых помещениях и в контакте с продуктами питания. Держать в недоступном для детей месте. Гарантийный срок хранения при условии герметичной упаковки — 24 месяца. Гарантийный срок продукции в металлической таре — 36 месяцев.
Меры предосторожности:
Жидкий битум огнеопасен! Не использовать для разогрева и во время работ открытые источники огня, не курить. Запрещается применение внутри жилых помещений. При работе в замкнутом пространстве, требуется проветривание. Не допускать попадания жидкого битума на кожные покровы, в глаза и пищевод. Работать в защитных костюмах, перчатках и очках.
Вся информация и рекомендации, приведенные в этом Информационном Листе, основаны на современных научных и технических знаниях по этому продукту. Лица, получающие этот продукт, ответственны за верное понимание и толкование информации приведенной в этом документе при использовании или при контакте с этим продуктом. Производитель вправе изменять или дополнять существующую информацию без дополнительного уведомления.
Разбираем, что такое жидкий битум
Жидкий битум — материал, активно использующийся в большинстве строительных процессов, благодаря ряду своих уникальных качеств. В числе прочих, битум обладает отличными водооталкивающими свойствами, что позволяет применять его как гидроизоляционный материал для покрытия крыш.
Основные свойства:
доступность материала и удобство его применения;
высочайшая адгезия;
водонепроницаемость, делающая жидкий битум отличным материалом для кровли;
возможность использования в разных климатических зонах, благодаря устойчивости к температурным перепадам;
низкая электропроводность;
долговечность как самого материала, так и увеличение срока службы основы;
низкая цена.
Применение жидкого битума для гидроизоляции кровли
Обладая всеми перечисленными свойствами, жидкий битум зачастую становится выбором специалистов при проведении кровельных работ, не уступающим, а иногда и превосходящим качеством более дорогие аналоги.
Важно знать, что основным покрытием битум являться не может, зачастую он служит дополнительной защитной прослойкой между материалом кровли, которым может быть любой рулонный материал, и перекрытиями ската крыши. При этом жидкий битум значительно улучшает гидроизоляционные характеристики кровли в целом. Так, при повреждении кровельного покрытия, битум способен предотвратить или снизить негативный эффект от попадающей на поверхность влаги.
Для еще большего усиления гидроизоляции, используется следующая тонкость: в битумную смесь добавляется растворитель на нефтяной основе или дизельное топливо.
Последовательность действий
осуществляется подготовка поверхности к нанесению материала, путем очищения от пыли, грязи и других посторонних элементов;
производится нагревание жидкого битума, при этом очень важно не произвести перегрев, как только поверхность битума станет гладкой и блестящей — пора приступать к работе;
в отдельной емкости осуществляют нагревание, а потом и смешивание с нагретым битумом, дизельного топлива или иного, традиционно используемого для этих целей вещества, в результате модификации битум становится гораздо более устойчивым к перепадам температур;
оперативное нанесение смеси на подготовленную поверхность с использованием швабры или валика, в зависимости от площади поверхности (на этот процесс есть не более 3-х минут, так как вещество очень быстро затвердевает).
Состав жидкого битума
В составе жидкого битума преимущественно остатки естественных пород, такие как торф, продукты нефтепереработки, уголь и смола. Хотя состав может значительно различаться в зависимости от типа и сферы применения битума, внешне он всегда представляет собой вязкое вещество глубокого черного цвета.
ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3), ГОСТ от 25 августа 1982 года №11955-82
ГОСТ 11955-82
Группа Б43
МКС 75.140
ОКП 02 5611 0000
Дата введения 1984-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерством транспортного строительства СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.08.82 N 3367
Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6 от 21.10.94)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
Изменение N 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22.06.2000)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главгосинспекция «Туркменстандартлары» |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госпотребстандарт Украины |
3. ВЗАМЕН ГОСТ 11955-74
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
6. ИЗДАНИЕ (октябрь 2009 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., августе 1995 г., октябре 2000 г. (ИУС 4-88, 10-95, 12-2000), Поправкой (ИУС 1-2006)
Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в п.2.2 (таблица, п.4) и п.4.2.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1. МАРКИ
1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса:
— густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны;
— медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ), и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.
1.2. В зависимости от класса и вязкости устанавливаются следующие марки жидких битумов:
СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;
МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;
МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.
1.3. Для получения разжиженных битумов используют вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245 с глубиной проникания иглы не более 90.
Фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей:
СГ | МГ | ||||
Температура начала кипения, °С, не ниже | 145 | — | |||
50% перегоняется при температуре, °С, не выше | 215 | 280 | |||
96% перегоняется при температуре, °С, не выше | 300 | 360 |
В жидкие битумы для обеспечения требования по сцеплению с мрамором или песком, при необходимости, вводят поверхностно-активные вещества (анионные или катионные).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
2.2. По физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя | Норма для марки | ||||
СГ 40/70 | CГ 70/130 | СГ 130/200 | МГ 40/70 | МГ 70/130 | |
ОКП | ОКП | ОКП | ОКП | ОКП | |
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с | 40-70 | 71-130 | 131-200 | 40-70 | 71-130 |
2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее | 10 | 8 | 7 | 8 | 7 |
3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже | 37 | 39 | 39 | 28 | 29 |
4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 45 | 50 | 60 | 100 | 110 |
5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком | Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2 |
Продолжение
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||
МГ 130/200 | МГО 40/70 | МГО 70/130 | МГО 130/200 | ||
ОКП | ОКП | ОКП | ОКП | ||
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с | 131-200 | 40-70 | 71-130 | 131-200 | По ГОСТ 11503 с дополнением по п.5.3 настоящего стандарта |
2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее | 5 | — | — | — | По ГОСТ 11504 |
3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже | 30 | — | — | — | По ГОСТ 11506 |
4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 110 | 120 | 160 | 180 | По ГОСТ 4333 |
5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком | Выдерживает в соответствии | По ГОСТ 11508 и п.5.2 настоящего стандарта |
Примечания:
1. (Исключено, Изм. N 1).
2. Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140 °С.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Жидкие битумы — горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 °С.
3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С.
Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.
3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ.
3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов.
При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок:
от 70 до 80 °С — для СГ 40/70; МГ 40/70;
» 80 » 90 °С » СГ 70/130; МГ 70/130;
» 90 » 100 °С » СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.
3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов применяют спецодежду, индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.
3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей.
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510 с обязательным указанием товарного знака. В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517.
4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки.
Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов — 1,0 кг.
5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ — методом Б.
Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком; жидкие битумы с анионоактивными веществами — с мрамором.
5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2-3 °С выше температуры испытаний.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов — по ГОСТ 1510.
По степени транспортной опасности жидкие битумы относят к 9-му классу опасности, подклассу 9.1, категории 9.12 по ГОСТ 19433.
Жидкие битумы классов СГ и МГ следует хранить в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества жидких битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
7.2. Гарантийный срок хранения жидких битумов со дня изготовления должен быть для класса СГ — 6 мес; класса МГ — 8 мес; класса МГО — 1 год.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009
Основные особенности жидкого битума — СамСтрой
Битум используется практически во всех строительных процессах, связанных с возведением жилищ, промышленных зданий и других объектов. Свойства этого продукта позволяет использовать его в качестве отменного водоотталкивающего средства. Соответственно, зачастую жидкий битум используется для повышения гидроизоляции крыш домов.
Производится битум на основе остатков некоторых естественных пород. В частности, в состав битума входит уголь, смолы, нефть, а также торф.
Если говорить о свойствах битума, то здесь стоит отметить, что данный материал является вязким и пластичным. При повышении температуры битум начинает размягчаться, что позволяет использовать его для целого ряда строительных работ.
Однако не стоит думать, что в летний период битум так просто перейдет в жидкое состояние и станет непригодным для дальнейшего использования. Для подготовки материала необходимы очень высокие температуры, при которых жидкий битум тут же можно наносить на поверхности.
Сам по себе жидкий битум – достаточно необычный материал, который имеет ряд особенностей. Именно о главных чертах этого продукта мы и поговорим. Также упомянем об особенностях применения битума в строительстве.
Основные особенности жидкого битума
Важнее всего отметить, что сам по себе битум – вязкий материал, однако можно увеличить его пластичность путем нагрева. Жидкий вариант этой продукции достаточно немного нагреть, чтобы сделать его пригодным для использования в строительных работах.
Более того, жидкий битум – это материал, который обладает высочайшим уровнем адгезии. Речь идет о том, что при определенных условиях он «намертво» приклеивается к поверхности, и подручными средствами слой застывшего битума уже не удалить. Это говорит не только о качестве и надежности материала, но и о том, что любые строительные работы, связанные с применением битума, нужно проводить максимально ответственно.
Любая битумная продукция имеет некоторые ограничения. В частности, речь идет о температуре хрупкости, при которой материал можно легко повредить и сделать его непригодным для дальнейшего использования.
Процесс загустения битума происходит таким образом, что после нанесения материала на поверхность начинают испаряться масла, присутствующие в структуре битума. Таким образом, через некоторое время после начала этого процесса происходит полное затвердение материала. Покрытие становится нечувствительным к различным деформациям и другим внешним влияниям.
Очень часто жидкий битум используется при создании дорожного полотна. Главное преимущество этого материала в том, что его можно использовать практически в любых условиях. Особенно часто делают выбор в пользу жидкого битума в зимний период, когда появляется необходимость произвести ремонт либо полноценную кладку дорожного полотна. В подобных условиях битум является универсальным материалом.
Однако в продаже можно найти битум с различной структурой, так что отдельные разновидности этого материала подходят к конкретным условиям, которые предварительно нужно тщательно проанализировать.
Нанесение битума на кровлю
Зачастую хозяева используют битум для повышения характеристик кровли. Многие люди считают, что этот материал уже изжил себя, однако на самом деле все немного не так. Жидкий битум активно применяется в тех случаях, когда многие аналоги обходятся хозяевам слишком дорого. Да и в плане эффективности этот строительный ресурс зачастую не уступает современным аналогам.
Учитывая, что жидкий битум – это недорогой вариант для оснащения кровли, можно не бояться его повредить, а при необходимости можно легко провести повторное нанесение материала на поверхность.
Чаще всего для нанесения битума на кровлю используют небольшую хитрость. Она заключается в добавлении в материал топлива (моторного, дизельного). Можно также использовать нефтяные растворители. По мнению многих экспертов, подобные решения существенно повышают качество создаваемой гидроизоляции крыши. При этом нужно понимать, что зачастую битум не является основным гидроизолирующим слоем. Чаще всего вышеуказанный материал служит всего лишь посредником между перекрытием и непроницаемым кровельным материалом. В том случае, если кровля повреждается, слой битума способен с легкостью снизить пагубное влияние влаги или даже большого объема воды. В любом случае, сильно надеяться на положительные свойства жидкого битума – не стоит.
В отдельных ситуациях хозяева не рискуют добавлять в битум какие-то модификаторы. И именно в этом заключается большая ошибка. Суть в том, что в своем естественном состоянии битум имеет целый ряд проблемных сторон. Самой серьезной проблемой может стать низкая прочность созданного гидроизоляционного слоя. Например, после большого ливня битум может сильно повредиться. Нередко получается и так, что под действием высоких температур слой битума начинает стремительно растрескиваться. Очевидно, что в дальнейшем использовать такую гидроизоляцию нельзя.
Соответственно, имеет смысл использовать различные добавки, которые повышают не только прочность, но и долговечность жидкого битума. Выбор тех или иных дополнений к составу битума зависит только от конкретных условий, в которых находится жилище.
Чаще всего для создания кровли используется жидкий битум и рубероид. Параллельно можно задействовать и различные мастики, которые успешно противостоят влиянию высоких температур и атмосферных осадков.
При соблюдении всех технологических тонкостей, такая кровля способна прослужить без ремонта до 10 лет.
Самое важное в данном процессе – это качественно наносить битум на нужные участки поверхности. Если на стыке между полосами кровли не нанесен битум – проблем не избежать. В самом начале, возможно, ничего плохого происходить не будет, но немного позже влага будет проникать в помещение, а потом гидроизоляционный материал и вовсе начнет деформироваться и трескаться.
Если ошибки при создании кровли обнаружены сразу же после основного процесса, необходимо немедленно их исправить. С большой вероятностью в будущем никаких проблем быть не должно.
Фундамент и жидкий битум
Как уже говорилось, битум – универсальный материал, который часто применяется и для гидроизоляции фундамента.
Немного ранее говорилось, что использовать «чистый» битум – не рекомендуется. Однако в большинстве случаев это касается создания качественной кровли. Для гидроизоляции фундамента вполне сойдет и классический битум, свойства которого подойдут для противостояния влаге.
Гидроизоляция фундамента начинается с нанесения битума на внешние стены основания. Уже поверх созданного слоя необходимо наложить битумное полотно, изготовленное на основе резины. Каждый миллиметр полотна должен соприкасаться с фундаментом. Также нельзя допускать никаких щелей и зазоров между частями накладного материала.
В том случае, если на фундамент действует давление грунтовых вод, стоит обратить внимание на использования исключительно одного слоя из битумной обмазки. С большой вероятностью такое решение позволит избежать негативного влияния влаги и воды.
Битум и асфальтовые покрытия
В большинстве случаев битум используется при создании асфальтовых покрытий. Очевидно, что в данном случае появляется необходимость использования исключительно качественного битума, который на протяжении десятков лет будет сохранять свои начальные свойства. Однако не стоит забывать, что недостаточная прочность и низкая долговечность – основные недостатки жидкого битума.
Таким образом, в целом ряде случаев нужно тщательно следить за состоянием дорог, созданных с использованием битумов. В летний период данный материал активно плавится, и если по дорогам перемещаются габаритные транспортные средства, то битум постепенно стирается. Именно по этой причине на некоторых трассах запрещают передвижение грузовиков в дневное время суток. Однако и в зимний период также имеются некоторые ограничения. Зачастую они связаны с хрупкостью битумов при низких температурных показателях.
Чтобы немного улучшить ситуацию, очень часто в асфальт добавляют различные пластификаторы. Кроме того, применяется твердый битум, который лучше взаимодействует с асфальтовым покрытием.
Жидкий же битум практически незаменим при ремонте дорожного полотна. Чаще всего речь идет о мелком ремонте латками, во время которого нужны немалые объемы жидкого битума. Учитывая, что этот материал используется на верхнем слое дорожного полотна, к нему существуют особые требования.
Главные особенности нанесения битума на поверхности
Перед использованием жидкого битума нужно быть уверенным в том, что конкретная технология нанесения подходит к конкретной ситуации. В первую очередь нужно понимать, что этот материал является слишком привередливым, и любые ошибки могут иметь серьезные последствия.
В самом начале производится нагрев битумной смеси. Зачастую для этого используются специальные установки, предназначенные для плавки отдельных строительных ресурсов. Также растопить битум можно и в обычной металлической бочке, под которой разведен огонь. Стоит отметить, что во время нагрева битум начнет сильно пениться, однако это не должно сбить толку – это нормальный процесс. Чтобы убедиться, что битум уже готов для использования, достаточно посмотреть на поверхность смеси. Если мы там видим гладкий и блестящий слой битума – материал уже можно задействовать в строительстве. Стоит понимать, что перегрев битума – также очень серьезная проблема. Если материал слишком сильно нагреется, его попросту не рекомендуется использовать в строительстве. К примеру, если битум, предназначенный для покрытия крыши, существенно перегрелся, через какое-то время он начнет трескаться, и тогда снова придется приобретать битум.
Для повышения характеристик битума нередко используются различные растворители. Заранее нужно сказать, что модификация состава битума – достаточно рисковый процесс, который может принести немало неприятностей. Несмотря на это, стоит знать, что зачастую в состав битума добавляют дизельное топливо. Для смешивания нужно в 2 раза меньше растворителя, чем битума. Нагревать битум следует отдельно от растворителя, а уже потом проводить смешивание. Что касается положительных результатов от подобных экспериментов, то обновленный состав битума станет менее чувствительным к перепадам температур. А это очень важный аспект, особенно при использовании жидкого битума в качестве гидроизоляции.
Что касается непосредственно нанесения битума на поверхность, то здесь тоже имеются некоторые трудности. Прежде всего, нужно знать, что битум невероятно быстро твердеет, поэтому сразу же после нагревания нужно наносить его на поверхность. В данном случае у нас имеется не более трёх минут. Если площадь поверхности, на которую наносится битум, достаточно большая, можно разровнять материал при помощи швабры. В остальных случаях активно используются кисти и валики.
Если говорить об используемых объемах битума, то они следующие:
-для создания гидроизоляции используется до 2 кг битума на 1 м2;
-при строительстве дорожного полотна необходимо не менее 2-3 кг битума на 1 м2;
-для пропитки асфальта понадобится около 1 кг материала на 1 м2.
Срок эксплуатации битумных покрытий
В данном материале много раз упоминалось, что битум имеет целый ряд слабых мест, которые, к сожалению, не делают битум практичным современным строительным ресурсом.
Однако если следовать всем тонкостям технологии нанесения битума на поверхность, можно получить достаточно долговечный слой гидроизоляции.
Если мы говорим о создании защитного слоя для кровли, то зачастую срок эксплуатации в данном случае не превышает 5 лет. Если же битум используется для повышения характеристик фундамента, то здесь материал будет без всяких проблем служить на протяжении десятков лет.
В остальных случаях обновлять битумный слой необходимо каждые несколько лет, так как материал стремительно теряет свою эффективность.
«Жидкий битум» Битумная мастика | Группа компаний «Кипер»
Основные работы, в которых применяется битумная мастика.
Если Вы, как ответственный хозяин, или строитель, на совесть выполняющий свое дело, озадачены защитой различных поверхностей от пагубного воздействия влажной среды, тогда Вам совершенно необходима гидроизоляционная битумная мастика холодного применения «Жидкий битум».
Её основные функции:
- Обеспечивает гидрозащиту углубляемых в грунт конструкций;
- Гарантирует надежную антикоррозийную покрытие изделий;
- Используется в качестве клея для различных материалов в рулонах.
Подготовка поверхности для нанесения
Как и в любом деле для наилучшего результата следует провести тщательную подготовку поверхности к нанесению. Для этого её нужно тщательно очистить от грязи и пыли и хорошо просушить.
Для бетона существует норма, предполагающая его выдерживание в течении 28 дней после заливки и только потом нанесение каких-либо средств на поверхность. Очень важно — никаких молочных разводов от цемента на бетоне быть не должно.
Процесс нанесения гидроизоляционной битумной мастики:
- Если вы работаете с конструкциями, углубляемыми в землю, например, дерево, металл, различные не бетонные панели, то нужно задуматься об их антикоррозионной обработке.
- Для этого холодная битумная мастика наносится в несколько слоев, как правило, 2-3 слоя достаточно. Важно соблюдать условие: перед нанесением каждого слоя необходимо около 5 часов просушить ранее нанесенный слой.
- Перед работой с рубероидом (рулонный материал, рубемаст и т.п.) поверхность, на которую он будет накладываться, необходимо выровнять.
- Затем рулон размотать и подогнать его по размеру на то место, куда он будет приклеен впоследствии, придав нужную форму ножом.
- Отрезанный рубероид временно свернуть обратно в рулон.
- На выровненную в самом начале работ поверхность нанести мастику и немного подождать.
- Когда она станет более вязкой, нужно развернуть отмеренный рулон и аккуратно, прижимая, приклеить к поверхности.
- Следующие рулоны надо накладывать внахлест до 10 см.
- Для закрепления результата не забудьте обработать швы гидроизоляционным материалом.
Вот собственно, и всё.
Один строительный продукт, и столько сфер применения! А главное, простота и удобство в использовании.
Способ получения жидких битумов для приготовления холодных асфальтобетонных смесей
Использование: промышленность строительных материалов. Сущность: нагретое нефтяное сырье с разжижителем — древесной смолой в количестве 3,0 — 4,5% от нефтяного сырья окисляют продувкой воздухом при 150 — 165°С в течение 60 — 90 мин. Смолу вводят в нефтяное сырье непосредственно после его продувки. 5 ил., 7 табл.
Способ получения жидких битумов для приготовления холодных асфальтобетонных смесей относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления составов органических вяжущих материалов, и может быть использован в промышленности строительных материалов.
В дорожном строительстве известны способы приготовления жидкого битума путем разжижения вязких битумов различными разжижителями — лигроином, керосином прямой гонки [1]. Для приготовления жидких битумов применяются: битумохранилище и заборная насосная станция или агрегат (как для вязких битумов) с системой обогрева до рабочей температуры 60-90оС; расходная емкость (типа Д-335А или типа Д-594) с насосной установкой производительностью 500-1000 л/мин (типа Д-379 или Д-171А), парообразователь передвижного типа (Д-563) [3]. Для приготовления жидких битумов класса МГ наиболее эффективны разжижители в виде тяжелых нефтепродуктов (беспарафинистого мазута), солярового масла и др.) [4] . Снижение стоимости жидких битумов может быть обеспечено применением кубовых остатков нефтепереработки [5]. Дефицит разжижителей — керосина, лигроина, солярового масла и др. резко ограничивает использование жидких битумов. С целью расширения ресурсов разжижителей было предложено масло, полученное из шин термическим их разложением при 350-800оС, и отработанное трансформаторное масло [6]. Предлагаемые способы получения жидких битумов включают производство вязких битумов с последующим их разжижением различными разжижителями. Они весьма трудоемки, энергоемки и требуют дополнительного оборудования. Общими недостатками получаемых жидких битумов кроме сказанных являются недостаточное сцепление их с минеральными материалами и малая устойчивость к старению. Наиболее близким к предлагаемому решению является способ получения жидкого битума окислением нефтяного сырья с 10-15 мас.% долей каменноугольной смолы при 145-150оС в течение 100-120 мин. Данный способ позволяет уменьшить трудоемкость и энергооемкость производства жидких битумов, улучшить сцепление с минеральными материалами, повысить устойчивость к старению, уменьшить слеживаемость холодных асфальтобетонных смесей. Однако рассматриваемый способ имеет и ряд недостатков — существенный расход каменноугольной смолы, к тому же перешедший в разряд дефицитных материалов, жидкий битум, полученный по этой технологии имеет все же недостаточное сцепление с минеральной частью, а холодный асфальтобетон — недостаточную водостойкость. Достоинством изобретения является расширение ресурсов органического вяжущего, снижение массовой доли добавки в нефтяном сырье, повышение сцепления жидкого битума, полученного по предлагаемой технологии, с минеральной частью и водостойкости холодного асфальтобетона. Это достигается тем, что в способе получения жидких битумов для приготовления холодных асфальтобетонных смесей, включающем окисление продувкой воздухом нагретого нефтяного сырья с разжижителем, согласно изобретению в качестве разжижителя используют древесную смолу в количестве 3,0-4,5% от массы нефтяного сырья, которую вводят в нефтяное сырье сразу после начала его продувки воздухом, а окисление проводят при 150-165оС в течение 60-90 мин. На фиг. 1 представлена кинетика окисления нефтяного сырья с добавками древесной смолы в зависимости от времени окисления; на фиг.2 — зависимость прочности холодного асфальтобетона с применением жидкого битума с условной вязкостью С560 = 150 с, от отношения щебня к высевкам и массовой доли битума; на фиг.3 — зависимость слеживаемости холодных асфальтобетонных смесей от отношения щебня к высевкам и массовой доли битума; на фиг.4 — зависимость прочности холодного асфальтобетона с применением жидкого битума с условной вязкостью, С560 = 200 с, от отношения щебня к высевкам и массовой доли битума; на фиг.5 — зависимость слеживаемости холодных асфальтобетонных смесей от отношения щебня к высевкам и массовой доли битума. П р и м е р. Для исследования были приняты: нефтяное сырье для производства вязких битумов, отвечающее требованиям ТУ 38-101582-75, древесная смола осадочная вареная Верхнесинячихинского лесохимзавода, соответствующая ТУ 13-4000177-67-85, марки Б, каменноугольное масло (ГОСТ 2770-59). Приготовление жидких битумов производилось на лабораторной окислительной установке компрессорного типа СИ-204, с реактором емк. 4 л. Расход воздуха 1,5 л/кгмин. Обезвоженное нефтяное сырье, нагретое до 160оС, помещалось в реактор. Включался компрессор. После начала работы компрессора в течение 10-15 мин вводится необезвоженная древесная смола непосредственно в реактор на поверхность нефтяного сырья. Время совместного окисления принято в минутах. Интенсивность окислительных процессов зависит от двух факторов — температуры окисления и массовой доли древесной смолы в нефтяном сырье. Поисковыми исследованиями установлено, что минимальной температурой окисления является 150оС. При данной температуре начинают проявляться окислительные процессы при наличии в нефтяном сырье древесной смолы. Эта температура, при которой наблюдается рост условной вязкости, обеспечивающий возможность получения жидкого битума. Также установлено, что 3% массовая доля древесной смолы в нефтяном сырье является минимальной добавкой, при которой наблюдается ощутимый эффект, как в получении необходимой условной вязкости жидкого битума, так и в улучшении его качества и холодного асфальтобетона. Максимальная температура окисления — 180оС принята из условия протекания минимальных окислительных процессов в нефтяном сырье. Ибо наша задача «выбрать» реакционноспособные элементы в нефтяном сырье древесной смолой, при этом температура не должна провоцировать интенсивное образование новых реакционноспособных элементов. Максимальная доля древесной смолы в нефтяном сырье принята 6%. Увеличение этой доли приводит к настолько бурному росту вязкости, что получить жидкий битум не представляется возможным. Если прервать процесс окисления на более ранней стадии, то жидкое вяжущее будет перенасыщено реакционноспособными элементами древесной смолы, которые будут «работать» и в покрытии, вызывая тем самым преждевременное его старение. Таким образом, принято: Z1 — температура окисления композиции — нефтяное сырье + древесная смола; Z1min = 150оС; Z1max = 180оС; Z2 — массовая доля древесной смолы в нефтяном сырье, %. Z2min = 3%; Z2max = 6%. Для проведения эксперимента было принято 2-х факторное планирование эксперимента. Центр плана Z1= = = 165C Z2= = = 4,5% Интервал варьирования Z1= = = 15C Z2= = = 1,5% Закодированные переменныеX1= =
X2= =
Матрица эксперимента приведена в табл.1. В соответствии с матрицей эксперимента проведены 5 окислений нефтяного сырья с добавками древесной смолы. Кинетика их окисления приведена на фиг. 1. Номера кривых соответствуют номерам опыта. Для обоснования нижнего предела температуры окисления было проведено окисление нефтяного сырья при 150оС (кр.6 фиг.1). Характеры кривых 1, 6 практически идентичны. Из них следует, что 3%-ная добавка древесной смолы оказывает незначительное влияние на скорость окисления нефтяного сырья, т.е. та минимальная добавка, с величины которой изменяется скорость окисления нефтяного сырья. Увеличение массовой доли древесной смолы в нефтяном сырье в 2 раза (с 3 до 6%) при температуре окисления 150оС изменяет характер кривой. За период 30-60 мин окисления наблюдается падение условной вязкости за счет разжижающего воздействия древесной смолы; за период 60-90 мин — некоторая интенсификация процесса, а по истечении 90 мин происходит существенное ускорение его. Последнее свидетельствует о наличии большого количества реакционноспособных элементов, нейтрализация которых достигается по истечение 150 мин окисления. Далее кривая более полога. Прервать процесс окисления ранее 150 мин, значит оставить «работать» реакционноспособные элементы древесной смолы уже в покрытии, что вызовет преждевременное его старение, а позже получить битум с повышенной условной вязкостью. Кривая 2, 4 (фиг.1) свидетельствует об интенсивных процессах окисления, что приводит к резкому росту условной вязкости, и затруднению получения жидкого битума. Ибо древесная смола при 180оС существенно инициирует процесс окисления нефтяного сырья и прервав на ранней стадии приведет к продолжению его при приготовлении смеси и в покрытии. Поэтому верхним пределом массовой доли жидкого битума будет 4,5% при 165оС (кр.5). Именно при этом режиме достигается максимально возможная условная вязкость жидкого битума С560 = 200 с. Большая массовая доля древесной смолы или повышение температуры окисления неминуемо приведет к росту условной вязкости и она выйдет за пределы ГОСТа. Таким образом, для производства жидких битумов оптимален температурный режим 150-165оС, а массовая доля древесной смолы 3-4,5%. Исследование влияния каменноугольной и древесной смол на показатель сцепления жидких битумов, полученных по предлагаемой технологии и имеющих примерно одинаковую условную вязкость, проводились по методу, основанному на способности некоторых красителей избирательно адсорбироваться из водных растворов на минеральной части поверхности, не адсорбируясь на битуме. В качестве красителя принят метиленовый голубой. В табл.2 приведены показатели сцепления жидких битумов, содержащих различное количество добавок, с минеральными материалами:
а) мрамор карьера Зестофони карьероуправления Грузии, характеризующийся следующим составом: Мд = 0,47%, СоО — 98,85%, нерастворимый осадок — 0,68%;
б) гранит составил: О2 — 37%, калий — 51%, Х — 12%. Показатель сцепления жидкого битума с минеральной частью приведен в табл.2. Как видно из табл.2, жидкие битумы полученные с древесной смолой имеют более высокий показатель сцепления, чем жидкие битумы с каменноугольной смолой. Исследование физико-механических свойств холодных асфальтобетонов проводилось с применением местных материалов Екатеринбургской области. Наименование материалов и гранулометрический состав представлен в табл. 3. Подбор составов холодной асфальтобетонной смеси приведен с использованием метода математического планирования. Наиболее приемлемым для наших исследований являются Вп планы. В качестве переменных двухфакторного эксперимента приняты:
Z1 — отношение щебня к высевкам;
Z1min = 40/60; Z1max = 70/30;
Z2 — массовая доля жидкого битума в асфальтобетонной смеси. Для исследования были приняты два битума с условной вязкостью С560 = 150 с (инд.1) и С560 = 200 с (инд.5). Принимаем нижний уровень 3,5%, верхний — 6,5%. Матрица эксперимента приведена в табл.4. В соответствии с матрицей эксперимента были изготовлены образцы из холодной асфальтобетонной смеси на жидком битуме (инд.1) и испытаны в соответствии с частью требований ГОСТ 9128-84. Результаты испытаний приведены в табл.5. Физико-механические свойства холодного асфальтобетона, приготовленного на жидком битуме (инд. 1) с условной вязкостью С560 = 150 с приведены в табл.5. Установлена зависимость между составом асфальтобетонной смеси с пределом прочности асфальтобетона при сжатии при +20оС (R20) с помощью уравнения регрессии
Y = Во + В1Х1 + В2Х2 + В11Х12 + В22Х22+
+ В12Х1Х2 (1)
Расчетные значения R20 представлены на фиг.2 в виде зависимостей от минерального состава и массовой доли жидкого битума с условной вязкостью С560 = 150 с. На фиг. 3 представлена зависимость слеживаемости холодного асфальтобетона от гранулометрического состава минеральной части и массовой доли жидкого битума (инд. 1) с условной вязкостью С560 = 150 с. Таким образом, при использовании жидкого битума, полученного окислением нефтяного сырья с 3% добавкой древесной смолы, с условной вязкостью С560 = 150 с возможно получение холодного асфальтобетона, отвечающего требованиям ГОСТ 9128-84 для I и II марок по прочности, водостойкости, слеживаемости, водонасыщению и набуханию при расходе битума в пределах 3,5-4%. Проведено исследование физико-механических свойств холодного асфальтобетона, полученного на жидком битуме, окислением нефтяного сырья с 4,5% добавкой древесной смолы при 165оС в течение 90 мин. Условная вязкость жидкого битума С560 = 200 с, т.е. верхний предел условной вязкости по требованию ГОСТ 22245-76. В соответствии с матрицей эксперимента, табл.4, были изготовлены образцы из холодной асфальтобетонной смеси и испытаны в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-84. Результаты испытаний приведены в табл.6. Установлена зависимость между составом смеси, расходом жидкого битума и пределом прочности (R20) с помощью уравнения регрессии (1). Полученные расчетные значения R20, выступающие, как функция отклика двух переменных — отношения щебня к высевкам и массовой доли жидкого битума, полученного окислением нефтяного сырья с 4,5% древесной смолы в течение 90 мин при 165оС представлены на фиг.4. Физико-механические свойства холодного асфальтобетона, приготовленного на жидком битуме с условной вязкостью С560 = 200 с приведены в табл.6. Графическая зависимость слеживаемости холодных асфальтобетонных смесей от их грансостава и массовой доли жидкого битума (С560 = 200 с) представлена на фиг.5. Из приведенных данных следует, что при использовании жидкого битума, полученного окислением нефтяного сырья с 4,5% добавкой древесной смолы, с условной вязкостью С560 = 200 возможно получение холодного асфальтобетона, отвечающего требованиям ГОСТ 9128-84 для I и II марок. Таким образом, определялись оптимальные области составов холодных асфальтобетонных смесей при различных условных вязкостях жидких битумов. С целью проверки полученных данных и сопоставления их с холодными асфальтобетонами, приготовленными на жидких битумах с использованием каменноугольных смол, были приготовлены холодные смеси на разных жидких битумах, но на одинаковых гранулометрических составах. Результаты испытаний представлены в табл.7. Из приведенных в табл.7 данных видно, что водостойкость асфальтобетона, приготовленного на жидком битуме, полученном окислением нефтяного сырья с добавкой древесной смолы, выше, чем у холодного асфальтобетона приготовленного на жидком битуме, полученном окислением нефтяного сырья с добавкой каменноугольной смолы. Таким образом, предлагаемый способ получения жидкого битума позволяет расширить ресурсы органического вяжущего, вовлечь в производство отходы лесохимических заводов — древесную смолу. Уменьшается ее расход в сравнении с каменноугольной смолой более, чем в 3 раза. Существенно возрастает сцепление жидкого битума, полученного с древесной смолой, с минеральной частью в сравнении с аналогичным показателем жидкого битума полученного по сопоставимой технологии. Возрастает и водостойкость холодного асфальтобетона.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11