Битум фото – Всё о битумах. Виды битумов. Состав битумов. ООО ПСК «Стевин» Красноярск

Содержание

это что такое? Свойства и область применения битума

Битум – это один из самых древних строительных материалов, известных человечеству. В наше время его применение предполагает достаточно разнообразные варианты. Существует множество разновидностей этого материала.

Разновидности

Битумные вещества — это органические материалы, к которым относится несколько видов.

Битум - это
  • Природный битум. Является вязким веществом или твердым материалом, который состоит из соединений углеводов и их производных. Путями их образования являются природные окислительные процессы полимеризации нефти. Они имеют распространение в местах нахождения нефти. Чистый природный битум — это довольно редкое вещество.
  • Асфальтовые разновидности. Этот тип находят чаще, чем предыдущий. Он находится в пористых горных породах. Их размалывают и превращают в порошок. Так получается дорожный битум.
  • Нефтяной. Это искусственная разновидность материала. Ее получают в процессе переработки нефти. В соответствии с типом технологического цикла такие битумы разделяют на остаточные, окислительные и крекинговые.битум дорожный

Состав

Битум имеет следующий состав в классическом варианте:

  • до 80 % углерода;
  • до 15 % водорода;
  • от 2 до 9 % серы;
  • не более 5 % кислорода;
  • от 0 до 2 % азота.битумы нефтяные дорожные

Перечисленные вещества находятся в виде соединений углеводородов, серы, кислорода и азота.

Все элементы можно классифицировать по трем группам.

1. Твердая составляющая – высокомолекулярные углеводороды, которые называются асфальтенами. Также к твердым составляющим относятся парафины.

2. Смолы – аморфные материалы, которые имеют темно-коричневый окрас.

3. Масляные фракции – это различные углеводороды, которые имеют плотность менее 1.

Битум – это достаточно сложное вещество с определенным соотношением всех составляющих. Повышение в его массе асфальтенов приведет к увеличению твердости, хрупкости и температуры размягчения.

Парафины также снижают пластичность битума, поэтому при производстве уделяется внимание снижению их содержания до 5 % и менее.

Область применения

В зависимости от физических свойств различают следующие направления применения битума:

  • дорожное строительство;
  • устройство кровли;
  • гидроизоляция;
  • производство электорокабеля;
  • шино-резиновая технология;
  • аккумуляторы;
  • лакокрасочная продукция;
  • металлургия;
  • производство углебрикетов;
  • нефтепереработка.

В проведении строительных работ своими силами битум является самым востребованным материалом для гидроизоляции различных объектов, особенно погребов и подвалов.

Нефтяной дорожный

В строительстве дорог используются битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 22245-90). Существует несколько марок такого материала.

битум дорожный гост

Чтобы правильно подобрать разновидность, следует определиться с типом климатической зоны.

Для природных условий, которые характеризуются температурой в холодное время года в среднем не выше -20 ˚С, подойдут в соответствии с ГОСТом такие дорожные битумы, как БНД 200/300, БНД 130/200, а также БНД 90/130.

Для регионов, где средние температуры в холодное время года составляют от -10 до -20 ˚С, предусмотрены битумы нефтяные дорожные ІІ и ІІІ климатической дорожной зоны. К ним относятся приведенные выше разновидности, а также БНД 60/90.

Если же среднемесячные температуры в холодное время года находятся в пределах от -5 до -10 ˚С, то ГОСТ предусматривает использование таких нефтяных дорожных битумов, как все вышеперечисленные виды, а также БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.

битумы нефтяные дорожные гост

Для местности, в которой зима характеризуется среднемесячными температурами не ниже +5 ˚С, подходят нефтяные дорожные битумы таких типов, как БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130.

Нефтяной

Существуют разновидности, которые используются для строительства не только дорог, но и жилых объектов. Это универсальные марки. Есть только три марки, к которым относятся такие битумы нефтяные, как БН 70/30, БН 90/130, БН 50/50.

Так же как и битумы нефтяные дорожные, ГОСТ которых регламентирует условия применения каждой разновидности, для строительных битумов действует ГОСТ 6671-76.

Чем меньше температура окружающей среды, тем более эластичный материал необходимо применять для строительства. Это обеспечит его долговечность и длительность эксплуатации.

Нефтяные кровельные материалы

Для различных работ по монтажу кровли используют специальный битум. Свойства и область применения его регламентирует ГОСТ 9548-74. Данный стандарт подразумевает использование трех разновидностей этого материала кровли:

  • БНК 90/30 — имеет такую сферу применения, как образование покровного слоя крыши.
  • БНК 40/180 — используется для совершения пропитывания.
  • БНК 45/190 — выбирается для обработки кровли и получения материала для крыши.

Факторы, влияющие на тип дорожного материала

Битум дорожный, ГОСТ которого предусматривает несколько типов такого вещества, характеризуется множеством различных свойств. Каждое придает определенные качества материалу.

Самыми важными из них, определяющими область применения битума, считаются пластичность, температура размягчения, хрупкость, вспыхивание, вязкость, адгезионные качества.

Высокие температуры способствуют увеличению степени вязкости битума. При похолодании материал теряет это качество и в момент достижении тепловой границы становится хрупким.

Увеличить пластичность помогает добавление в состав материала масел. Чем больше морозоустойчивость нефтяного дорожного битума, тем выше класс его качества.

Температура вспыхивания также является очень важным показателем для такого материала, как битум дорожный. ГОСТ предусматривает стандартную величину этого показателя +200 ˚С и выше. Чем больше температура вспыхивания, тем меньше пожароопасность вещества.

Показатель адгезии поможет узнать, как хорошо схватывается битум с основанием поверхности. Чем выше этот показатель, тем прочнее держится материал на поверхности.

Технология использования материала

При строительстве дорог и других объектов применяется технология разогревания битума. Этот процесс проводится в соответствии с определенными правилами. Техника использования материала заложена в характеристиках такого вещества, как битум. ГОСТ раскрывает его самые важные свойства.

Для разогрева материала, применяемого в строительстве и ремонте, используется специальный котел с толстыми металлическими стенками и герметично закрывающейся крышкой. Толщина материала позволит ему избежать подгорания.

Заполняется 2/3 емкости. Битум перед загрузкой раскалывается на куски небольшого размера.

Подогрев производится на небольшом огне, и материал растапливается до однородной массы. При появлении инородных примесей их извлекают специальным ситом. Предельная температура разогревания составляет +200 ˚С.

При температуре подогрева от +160 до +170 ˚С битум расплавится приблизительно за 3 часа. Если увеличить ее до предельного значения, процесс разогрева составит всего 1 час.

битум гост

Битумы нефтяные дорожные не терпят увеличения подогрева свыше +200 ˚С, ведь их свойства от этого будут ухудшаться. При +220 ˚С начнет образовываться кокс.

При перегреве битума образуется неприятный желто-зеленый дым, а при достижении границы в +240 ˚С вещество может даже вспыхнуть. Тогда крышку котла закрывают, чтобы потушить пламя.

После перегрева и вспыхивания битум дорожный становится хрупким и уже не подойдет для проведения работ по строительству или ремонту.

Хранение и перевозка

Складирование битумов происходит в специальных резервуарах. Они оборудованы механизмами перемешивания подогреваемого вещества. Эта техника должна иметь особые пути подачи водяного пара для профилактики вспыхивания паров материала.

Для опустошения резервуаров в них предусмотрено дно под уклоном.

Техника, перевозящая жидкий битум дорожный, оборудована специальными насосами, которые перекачивают вещество.

битум свойства и область применения

Если же материал перевозят в твердом виде, используются специальные разборные формы.

В процессе транспортировки и хранения обеспечиваются все требования пожарной безопасности, так как битум относится к легко воспламеняемым веществам. Выполняя все правила безопасности, можно не бояться возникновения непредсказуемых ситуаций в работе с этим материалом. Изучив свойства и разновидности материала, можно грамотно применять его в строительстве различных объектов.

Битум – это вещество, обладающее такими положительными качествами, как влагостойкость, прочность, неподверженность климатическим воздействиям, низкая звуко- и теплопроницаемость, а также малая проводимость тока. Благодаря этим свойствам он является очень востребованным и надежным строительным материалом.

fb.ru

Битум

Битум БНД 60/90
Нефтеперерабатывающий завод «НПЗ» Цена за тонну Цена за кг Плотность Паспорт качества Фото Заказать
Газпромнефть — Московский НПЗ 11300 р. 11,30 р. 1

Славнефть — Ярославский НПЗ 11400 р. 11,40 р. 1

Роснефть — Рязанский НПЗ 11600 р. 11,60 р. 1

 

Характеристики

Дорожные покрытия с использованием Битума БНД 60/90 знамениты своей прочностью, безопасностью и дешевизной (цена ниже в 2-2.5 раза, чем на бетонные покрытия). Примечательна надежность при соединении в одно целое различных компонентов (щебня, минерального порошка и песка) с одновременным сохранением требуемой пластичности, прочности. Покрытие дорог способно выдержать повышенные статические и динамические нагрузки в широком температурном диапазоне с длительной жизнеспособностью.

Применение

Битум нефтяной вязкий марки БНД 60/90 – это активный вяжущий компонент при ремонте и строительстве дорожных покрытий. Благодаря использованию битума покрытие дорог выдержит усиленные статические и динамические нагрузки. Строительство асфальтобетонных покрытий из горячих и теплых смесей включает в себя этап подготовки, укладки и уплотнения смеси, заключительные отделочные работы. Этап подготовки включает в себя проверку готовности основания: определение соответствия условиям проекта, работы по разбивке, очистку основания от загрязнений, установку боковых упоров. Очередь горячих и теплых смесей приходит после соответствующей подготовки основания. Работы осуществляют машины с необходимой производительностью, которая будет отвечать требуемым срокам работ. Существует еще несколько видов подготовки битума дорожного вязкого к применению. Конечно, для начала его необходимо разогреть, предварительно очистив от упаковки, разбив на куски. Затем требуется тара, которую заполняют примерно на 3/4 от ее объема. Периодически перемешивая, битум разогревают на огне в открытой таре (смесь не должна иметь твердых частиц, пены). При необходимости использования в качестве грунтовки битум, предварительно охлажденный до 80°С, переливают в емкость с растворителем (в соотношении 1:3). Всю смесь тщательно перемешивают до получения жидкость, которую будет комфортно наносить валиком или кистью.

 

Характеристики

Битум БНД 90/130 – это вязкий гидроустойчивый стройматериал черного цвета, созданный в строгом соответствии с ГОСТ 22245-90. Он является сложной смесью органических и углеводородных соединений, произведенных в процессе перегонки нефти. Отличные эксплуатационные свойства продукта обусловлены технологией изготовления и структурой.

Применение

Нефтяной битум БНД 90/130 используется в сфере строительства и ремонта автодорожных полотен. Его применяют в качестве связующего материала для пропитывающей обработки поверхностей и изготовления горячих растворов асфальтобетона. Он прочно соединяет (скрепляет) слои песка, щебня и минеральных компонентов, благодаря чему формирует единую и надежную основу для дорожной конструкции с высокими эксплуатационными характеристиками.

Неоспоримыми достоинствами материала являются: пластичность, морозостойкость, высокая адгезия и водонепроницаемость. Применение битума БНД 90/130 гарантирует создание безопасных, крепких и водостойких магистралей с большим сроком эксплуатации, неподверженных образованию провалов и трещин.

 

Характеристики

Битум строительный – это вязкое вещество на основе окисленного битума. Битум выпускается в нескольких видах,  в зависимости от окисление природного битума. Наиболее подходящий битум для строительства — это Битум БН 90/10. Он выпускается в брикетах по 25 кг. Удобная упаковка для транспортировки и для использования его в процессе строительства. Битум БН 90/10 используют для гидроизоляции. Его характеристики позволяют использовать его в любой климатической полосе России. Температура плавления у Битума БН 90/10 90° — 105°С .

Применение

Битум нефтяной строительный нужен для того, чтобы загрунтовать поверхность перед тем как будут наплавлены битумный рулонный материал. При помощи битума также герметизируются все состыковки рулонных материалов. Помимо этого, битум применяют при изготовлении разных товаров – битумный праймер, битумная мастика, битумные гидроизоляционные и кровельные, рулонные материалы и другие. Стройматериал имеет прекрасный контакт с бетоном, кирпичом, неокрашенным металлом, блоками цемента. Битум нефтяной марки 90/10 обладает прекрасными антикоррозийными свойствами и высокой прочностью. Битум нефтяной строительный образует плотное бесшовное покрытие без щелей и пустот. Смесь довольно быстро затвердевает даже при сильной жаре. Способ применения Заранее нужно убрать упаковку с битума, разломать его, разбить на кусочки. Потом уложить в емкость, заполнив ее на ¾ от объема, и, не закрывая крышки, разогреть битум нефтяной, постоянно перемешивая, до образования безкомковой однородной суспензии. Если в планах использовать полученную вязкую суспензию как грунтовку для поверхности, то битум необходимо перелить в тару, где находится растворитель (заранее его нужно охладить до 80°С). Одна часть битума растворяется в трех частях растворителя – бензин, керосин или уайт-спирит.   После того как битум будет перелит, битум и растворитель хорошо перемешивают для получения текучей жидкости, которая легко наноситься при помощи валика или кисточки.

 

Характеристики

Строительный битум БН 70/30 характеризуется невысокой температурой размягчения (интервал от 70 до 80°С). Поэтому производители битумов рекомендуют использовать его в районах, где холодные климатические условия. В настоящее битум БН 70/30 нашёл применение в разнообразных работах, связанных с гидроизоляцией элементов зданий (фундаменты и стыки межпанельные), обработкой металлоконструкций для предотвращения развития коррозии, кровельной гидроизоляцией. Высокая влагостойкость этого материала сделала его подходящим для изоляции расположенных в воде труб и кабелей высокого напряжения. Битум БН 70/30 используется также в покрытиях, где осуществляет дополнительные изолирующие функции.

Применение

Оптимально используется в качестве защитного материала от проникновения воды и негативного коррозийного воздействия при возведении строительных объектов: подвальных помещений, внешней кровли, фундаментов зданий, межпанельных швов и прочих. • Битумом данной марки можно предварительно прогрунтовать строительную поверхность. • В северных регионах битумный строительный материал просто незаменим, в связи с определенными техническими характеристиками, позволяющими оптимально его там использовать. Как применять битумный материал? • Очистить от упаковочного материала. • Расколоть на мелкие куски. • Разогреть на небольшом огне. • Обязательно постоянное помешивание, чтобы битумная масса стала однородной консистенции. • Снять с огня. • Максимальное охлаждение до 80° по Цельсию. • При необходимости добавить специальный растворитель и можно начинать работу.

 

Группа компаний «RISE» — ООО «Дорожные Инновационные Системы» и «Road Innovation Systems Edition» являются производителем фасованной нефтехимической продукции и нефтебитумов. Производство осуществляется на собственных производственных площадях. Для отгрузки продукции в крытых вагонах, имеется ж.д. тупики (станция Бензин: код 654909, станция Иглино: код 655403).

КЛОВЕРТЕЙНЕР (1000 кг нетто)

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛОВЕРТЕЙНЕРА:

Кловертейнер предназначен для упаковки, транспортировки и хранения нефтяных битумов, а также битумных составов, сырья для производства битумов, гудронов, мастики и подобных им нефтепродуктов, имеющих температуру размягчения не ниже 35ºС.

Наименование показателя Значение

Номинальная емкость, литр

1000
Длина, мм. 1140
Ширина, мм. 1140
Высота, мм 1100

 

Кловертейнер состоит из поддона, картонного навивного корпуса, крышки и вертикальных стоек из фанеры. Внутренняя поверхность корпуса оклеена антиадгезионным материалом. В крышке имеется заливное отверстие диаметром 180 мм. Масса контейнера не более 80 кг. Поддон и вертикальные стойки из влагостойкой фанеры 18 мм., крышка из фанеры 9 мм., корпус (обечайка) толщиной 10-11 мм.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛОВЕРТЕЙНЕРА:

Форма куба обеспечивает удобное обращение при погрузочно-разгрузочных работах, компактное размещение при многоярусном хранении и оптимизацию процесса транспортировки, т.е. экономия транспортных и складских издержек налицо.

Вес (брутто) в среднем около 1065 кг, позволяет использовать среднетоннажную погрузочную технику (автокары, тельферы, автокраны),а также контейнеры и различные типы крытых вагонов.

Удельный вес тары составляет не более 7% от веса заполненного битумом кловертейнера и является минимальным среди аналогичных одноразовых и многоразовых емкостей для перевозки битума.

Легкость распаковки. Используя простые инструменты, такие как угловая шлифовальная машина (типа «болгарка»), снятие упаковки с застывшего куба битума занимает около 2 минут. В летний период и в странах с жарким климатом целесообразно производить плавление битума без удаления упаковки. При этом происходит 100 % извлечение битума из среднетоннажного контейнера.

Плавление битума производится в специальных плавильных установках. Установками для плавления битума из металлических евробочек и кловертейнеров при необходимости мы Вас также обеспечим.

Самое Главное — это качество битума. Фасованный битум заливается в тару один раз и плавится в момент непосредственного производства асфальта на АБЗ, что сохраняет все качественные свойства битума.

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ БИТУМА В КЛОВЕРТЕЙНЕРАХ и НОРМА ПОГРУЗКИ КЛОВЕРТЕЙНЕРОВ:

Полные кловертейнеры перевозят всеми видами транспорта. Даль-ность перевозок не ограничена. Перевозка осуществляется при внешних условиях: температура воздуха (-50оС/+50оС), относительная влажность воздуха до 98%.

В транспортном средстве СК размещают в 1-3 яруса. Погрузку/выгрузку СК выполняют вилочным погрузчиком грузоподъемностью 1,5-2,5 тн, длина вил не менее 900 мм, толщина – не более 55 мм.

Вид транспорта Количество Вес битума, тн
Контейнер 20 фут. 20 шт. 20 тн
Авто фура 20 шт. 20 тн
Ж/д транспорт Крытый вагон 138 куб. 52 тн
Ж/д транспорт Крытый вагон 158 куб. 60 тн

 

ХРАНЕНИЕ ФАСОВАННОГО БИТУМА В КЛОВЕРТЕЙНЕРАХ

Заполненные битумом кловертейнеры хранят штабелями в 2-3 яруса в условиях категории 3 по ГОСТ 15150 (температура воздуха +50оС ÷ -50оС, относительная влажность до 98%). Допускается хранение кловертейнеров на открытой, ровной, горизонтальной, твердой площадке под навесом для защиты от естественных осадков (дождь, снег).

МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ БОЧКА – 200 кг (нетто)

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЕВРОБОЧКИ:

Металлические евробочки предназначены для транспортировки и хранения нефтяных битумов, битумных составов, сырья для производства битумов, гудронов, мастики и подобных им нефтепродуктов, имеющих температуру размягчения не ниже 35ºС.

Наименование показателя Значение
Номинальная емкость, литров 210
Диаметр 585
Ширина, мм.
Высота, мм 960
Диаметр заливной горловины, мм 585

 

В состав металлической евробочки входят следующие функциональные составные части: — изделия выполнены из металла; — крышка изделия (металлическая) с хомутом.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЕВРОБОЧЕК

Металлическая евробочка обеспечивает удобное обращение при погрузочно-разгрузочных работах, компактное размещение при многоярусном хранении и оптимизацию процесса транспортировки.

Удельный вес тары составляет не более 11 кг, что составляет 0,05% от полного веса заполненной битумом металлической евробочки и является минимальным среди аналогичных одноразовых и многоразовых емкостей для перевозки битума.

Вес (брутто) в среднем около 210 кг, что позволяет использовать среднетоннажную погрузочную технику (автокары, тельферы, автокраны).

Плавление битума производится в специальных плавильных установках. Установками для плавления битума из металлических евробочек и кловертейнеров при необходимости мы Вас также обеспечим.

Легкость распаковки не требует специального оборудования для разогрева и слива битума. При необходимости, если нужно, распаковывать строго необходимый объем, не разогревая при этом всю емкость. Отсутствие невыбираемых остатков в битумохранилищах — это оптимальное решение в осенне-зимний период.

Удобство хранения — заполненные битумом евробочки хранят штабелями в 2-3 яруса. Допускается хранение евробочек на открытой ровной твердой горизонтальной площадке. Также возможно хранение заполненных битумом евробочек без навеса, так как в комплектации имеется металлическая крышка с хомутом, что позволяет хранить битум в данной фасовке круглогодично.

Самое Главное — это качество битума. Фасованный битум заливается в тару один раз и плавится в момент непосредственного производства асфальта на АБЗ, что сохраняет все качественные свойства битума.

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ БИТУМА В МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЕВРОБОЧКАХ
Вид транспорта Евробочки
  Кол-во, шт. Масса, тонн
Контейнер 20 футовый 80,0 16,00
Крытый вагон (120-122 куб.) 310,0 62,00
Автотранспорт (20 тн. Автофура) 95,0-98,0 19,00-19,60

 

Отгрузка произвоится в крытых вагонах по 63,2 тн со станций Бензин, Загородняя, Иглино.

toplivo777.ru

Области применения битума

Битум, как строительный материал начал использоваться еще много тысячелетий назад. Сегодня же, в современном мире, битум также не потерял свой спрос и востребованность. Без него не сможет обойтись большое количество отраслей народного хозяйства. Область применения битума очень обширна: начиная от ремонта в коммунальном хозяйстве и заканчивая производством стройматериалов.

Виды битума.

Различают несколько видов битума:

• природный битум;

• асфальтовые породы;

• искусственный битум;

• гудрон;

• строительный битум;

• дорожный битым;

• кровельный битум.

Природный битум.

Обычно природный битум можно встретить на нефтяных месторождениях.

Асфальтовые породы.

Асфальтовые породы представляют собой глины, доломиты, пески, и др., пропитанные битумом.

Искусственный битум.

Искусственный битум получается в результате переработки нефтяного сырья.

Гудрон.

Гудрон является основным сырьем для производства нефтяного битума.

Строительный битум.

Строительный битум используется для работ с кровлей, а также для высотных работ.

Дорожный битум.

Данный вид битума считается самым востребованным. Характеризуется высоким коэффициентом пенетрации.

Дорожный битум может быть:

• жидким;

• вязким.

Для жидких видов имеют следующую температуру вспышки от 65°C до 120°C.

Если на улице температура воздуха отрицательная, то ремонт дорог и их прокладка осуществляется с применением жидкого дорожного битума, в который при изготовлении добавляются растворители.

Если же температура воздуха плюсовая, то прокладка и ремонт дорог осуществляется с использованием вязкого дорожного битума.

Вязкий дорожный битум является основным в производстве асфальтобетонных смесей.

Кровельный битум.

Кровельный битум эффективно защищает строения от негативных внешних факторов, а также отличается устойчивостью к механическому воздействию. Нашел свое применение в производстве кровли, а также в нанесении битумной изоляции.

Для того, чтобы битум обладал определенными характеристиками, необходимо в процессе его производства добавлять модификаторы. К примеру, это может быть резина, изотактический полипропилен. Благодаря этому, битум становится эластичным, прочным и «липким» (хорошее слипание).

toplivo777.ru

Битум — описание, получение, применение, характеристики | ТДХИМ

Битумы (от лат. bitumen — горная смола, нефть) — представляет собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих компонентов.   Битумом  человек начал пользоваться  в глубокой древности. Найдены  сооружения в Египте, в междуречье Тигра и Евфрата, которые возводились с применением битумов за 3000 лет до н. э. Битумами покрывали хранилища для зерна, соединяли плиты стен и полов зданий. В начале 1го тысячелетия до н.э. по рекой Евфрат был построен тоннель, где для гидроизоляции стен использовали битум.

Битумы являются гидрофобным материалом, по другому не растворяются в воде. Битумы хорошо растворимы в бензоле, сероуглероде, хлороформе, бензине, ацетоне, скипидаре и других органических растворителях.

Экстракты,  из осадков и осадочных пород, называются битумоидами.

Плотность битума 0,95—1,50 г/см³. Пористость практически нулевая, поэтому они водонепроницаемы и морозостойки, именно эта характеристика дала практическое применение в гидроизоляции, строительстве. Горюч — температурой вспышки битума 220-240 С и с температурой самовоспламенения — 368 С.

Классификация битумов

Природные битумы — полезные природные ископаемые органического происхождения с первичной углеводородной основой — нефти, образующиеся при нарушении консервации её залежей в результате химического и биохимического окисления. По своему составу, зависящему от состава исходных нефтей и условий их преобразования,  подразделяют на несколько классов: мальты (вязкие сгустившиеся нефти, подвергшиеся старению и выветриванию) и нафтиды. Нафтиды весьма широко распространены в природе — это нефть и её  производные: асфальты, асфальтиты, кериты, антраксолиты, озокериты и т.д. Добычу битумов проводят карьерным или шахтным способом (Битуминозные пески),  после чего битумы извлекаются из добытых асфальтовых горных пород с помощью органических растворителей или  вываркой в горячей воде.

Искусственные или технические битумы — это вторичные продукты переработки нефти, сланцев, каменного угля. По своему составу они сходны с природными битумами.

Добыча и переработка природных битумов

Добыча и  переработка природных битумов производится в следущей последовательности: 1. добыча битумосодержащей породы. 2. разделение битумосодержащей породы на органическую и минеральные части. 3.  транспортировка и переработка битума.

В зависимости от условий залегания и физических свойств сырья разработка месторождений природных битумов классифицируется следующим образом:

  • Карьерным и шахтным очистным. При  данном способе породу извлекают на поверхность, где из нее экстрагируют битум органическим растворителем или горячей водой с добавкой эмульгирующих составов. Данным способами разрабатываются месторождения с  содержанием в породе битума не менее 10% и глубиной залегания 60 — 90 метров. Коэффициент извлечения битума при этом достигает 85 — 90%. Примером такого способа добычи является Ярегское нефтяное месторождение в Республике Коми.
  • Шахтным, дренажным. При данном способе  битумы добываются в шахте самотеком через дренажные скважины, пробуренные из горных выработок.
  • Скважинным, внутрипластовым — битумы добываются путем термического или иного физического воздействия на породу насыщенную битумом через скважины, пробуренные с поверхности. Скважинными способами разрабатываются месторождения глубиной залегания  жидких природных битумов (битуминозная нефть) более 100 метров. При скважинных способах коэффициент нефтеотдачи достигает в среднем 30%.  В Татарстане битуминозную сверхвязкую нефть добывают на Ашальчинском месторождении. Здесь пробурено несколько пар дугообразных скважин с выходом на поверхность. Скважины расположены параллельно друг от друга на расстоянии несколько метров. В одну скважину подается пар, прогревающего пласт, а из другой происходит откачки нефти, ставшей менее вязкой под воздействием прогрева. Данный метод носит экспериментальный характер, экономически себя не оправдавший.

Применение битумов

По назначению битумы разделяются на основные три вида: строительные, кровельные и дорожные.

Строительные битумы — это битумы используемые в  строительстве и гидроизоляционных работах.  Данные битумы носят марки БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Маркировка битума расшифровывается следующим образом: БНК -Битум Нефтяной Кровельный, первая цифра – температура размягчения, вторая – пенетрация, или  глубина проникновения в битума специальной иглы при температуре 25 С и нагрузке 0,1 кг.

Кровельные битумы -применяются для производства кровельных материалов таких как рубероид, гидростеклоизол, пергамин, рубемаст, мастика, битумная бумага, стеклоизол, стеклоэласт, рубитэкс,  праймер.
Для пропитки используют  битумы марок БНК 45/180 и БНК 45/90,  а для получения покровного слоя — битумы марок БНК 90/40 и БНК 90/30.

Твердый Битум также применяют в различных отраслях народного хозяйства: в литейном деле — как один из компонентов модельных составов при прецизионном литье ;  в качестве электроизоляционного материала в электротехнической промышленности, а также для отделки различных изделий из бумаги, кожи, дерева, и пр.

Мировые запасы природного битума составляют около 580 млрд т,  добыча 115 млн.т

Интересные факты о битуме.

Битум — аморфное вещество, то есть в твёрдом состоянии проявляет свойства жидкости. Чтобы доказать это, в 1927 г. сотрудник Квинслендского университета Томас Парнелл поместил битум в воронку и стал ждать, когда он капнет. Эксперимент удался: первая капля упала через восемь лет, за что Парнелл и удостоился Шнобелевской премии.

tdhim.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *